Газета Регионы России Печатная версия

18.08.2024 18:54:00

Экспедиция "Роснефти" отправилась на Таймыр для изучения белых медведей и северных оленей

Ведущие ученые страны при поддержке компании продолжают исследовательские работы по программе "Тамура"

Тэги: исследования, экспедиция, белый медвель, карское море, тамур, роснефть, арктика, экология

исследования, экспедиция, белый медвель, карское море, тамур, роснефть, арктика, экология Изучение белых медведей позволяет ученым сделать вывод о состоянии экологии Арктики в целом. Фото с сайта www.rosneft.ru

Из поселка Диксон Красноярского края стартовала научно-исследовательская экспедиция. В планах – изучение популяции белого медведя в акватории Карского моря. Работы ведутся в рамках специальной программы «Тамура» компании «Роснефти». Исследователи впервые проведут на северо-западном побережье полуострова Таймыр полномасштабный авиаучет численности белых медведей на суше в безледный период. В рамках этой же программы в июле на западе Таймыра начались исследовательские работы по учету диких северных оленей, а орнитологи впервые изучили на полуострове краснокнижные виды птиц на Бреховских островах, а также реках Яра и Танама.

Экспедицию по изучению популяции белого медведя организовал Арктический научный центр «Роснефти» в рамках корпоративной программы сохранения биоразнообразия арктических экосистем «Тамура». Как уже сообщала «Независимая газета» (см. номер от 14.08.24), название программы связано с одной из версий происхождения названия региона, согласно которой Таймыр получил название от древнетунгусского слова «тамура», что значит «ценный, богатый». «Тамура» включает в себя изучение популяции дикого северного оленя, ценных видов птиц на Бреховских островах, карской субпопуляции белого медведя, а также рыб в устье Енисея. Белый медведь признан учеными одним из биоиндикаторов арктических экосистем, и исследование его популяции и отдельных особей позволяет специалистам оценить с научной точки зрения природу Арктики.

Арктический научный центр «Роснефти» с 2014 года организовал более 50 комплексных экспедиций в северных морях. Проводились и работы по изучению популяции белых медведей. Например, за 120 часов авиаоблетов ученые более 500 раз регистрировали и одиночных особей, и группы из нескольких медведей, а также детально смогли обследовать десятки животных, закрепив на некоторых из них радиопередатчики. Хронометраж полученных материалов со спутниковых наблюдений превысил уже 3 тыс. суток. Специалисты взяли более 500 биологических проб, которые затем были проанализированы в лабораторных условиях. Результаты исследований были опубликованы в научных журналах, а также в экологических атласах морей России, издаваемых «Роснефтью» совместно с компанией «Иннопрактика». Напомним, с 2016 года «Роснефть» выпустила уже более 10 специализированных книг, среди которых «Карское море», «Море Лаптевых», «Морские млекопитающие Российской Арктики и Дальнего Востока», «Черное и Азовское моря», «Виды – биологические индикаторы состояния морских арктических экосистем», «Баренцево море». В 2019 году компания подготовила уникальный атлас «Российская Арктика. Пространство, время, ресурсы», объединивший сведения, полученные в результате научной деятельности «Роснефти» в Арктике, а в 2023 году представила публике научно-популярную книгу «Открывая Арктику заново».

В этом сезоне для изучения популяции белого медведя Карского моря ученые Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН при поддержке компании «РН-Ванкор» проведут обследование прибрежной территории и прилегающих островов Карского моря, используя вертолеты. Исследователи намерены с помощью фоторегистрации оценить половозрастной состав медведей и определить общее состояние популяции. Ученые возьмут пробы крови и шерсти для лабораторных, в том числе генетических, исследований, результаты которых позволят сделать выводы о состоянии здоровья краснокнижных хищников.

Для того чтобы определить маршруты сезонной миграции белых медведей, зафиксировать места их активности и кормления, на некоторых особей наденут специальные передатчики со спутниковыми радиометками. В прошлые годы передатчики вешали на шеи медведей в ходе экспедиций, однако, как рассказывали ученые, из-за особенностей анатомии животных метить удавалось только самок – с самцов ошейники могли слететь. В связи с этим исследователи выяснили, что сведения о перемещениях животных могли оказаться неполными. В ходе нынешней экспедиции впервые в российской практике планируется оснащать передатчиками не только самок, но и самцов – им планируют устанавливать особые ушные радиометки. В этом году исследовательские работы по изучению популяции белых медведей Карского моря только стартуют – и продолжатся они весной 2025 года на припайном и дрейфующем морских льдах.

По программе «Тамура» ученые исследуют не только белого медведя. Еще один вид, признанный биоиндикатором арктических экосистем – дикий северный олень. В июле из Норильска вышла экспедиция, которая занимается изучением диких северных оленей на Западном Таймыре. «Роснефть» организует экспедиции для исследования разных популяций этого животного с 2014 года. За 10 лет представители Сибирского федерального университета (СФУ) смогли провести наземные и авиационные учеты на территории Эвенкии и Таймыра. Используя спутниковые ошейники, они впервые проследили полный годовой цикл миграции оленей, выявили сезонные особенности поведения животных, изучили особенности их перемещения в зависимости от погодных условий и других факторов. В нынешнем сезоне на Западном Таймыре научные работники СФУ собираются оценить численность местной популяции и определить пути ее миграции. Для этого планируется использовать водный транспорт и гидросамолет-амфибию.

Исследователи стартовавшей в Норильске экспедиции планируют пройти более 1000 км по реке Пясине и ее крупным притокам. В планах – закрепить на нескольких особях спутниковые передатчики. Полученные сведения позволят сформировать полное представление о современном состоянии экосистемы Таймыра и факторах, которые оказывают на нее влияние.

В ходе экспедиции, поддержанной дочерней компанией «РН-Уватнефтегаз», в июне исследователи смогли сделать вывод о существовании в Уватском районе локальной устойчивой популяции лесного северного оленя. Этот редкий вид, включенный в Красную книгу Тюменской области, представители Тобольской научной станции Уральского отделения Российской академии наук изучают с 2022 года. Летом были проведены новые экспедиции в Уватском районе. Например, был организован аэрофотомониторинг с использованием авиационного комплекса «Орлан-10». Это позволило исследователям получить, а затем проанализировать более 30 тыс. снимков высокого разрешения. На оленьих тропах устанавливались фотоловушки, зафиксировавшие около 60 появлений особей изучаемого вида. Материалы экспедиции позволили ученым оценить половозрастной состав и образ жизни оленей, выявить места их скоплений и маршруты перемещений.

А буквально на днях (см. «НГ» от 14.08.24) получены сведения от орнитологов, которые в ходе проведенной по программе «Тамура» экспедиции обнаружили на севере Красноярского края гнездовья краснокнижных птиц – сапсана и краснозобой казарки. Также были зафиксированы места обитания еще нескольких десятков редких видов птиц. Полевые работы вели ученые Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН, которые обследовали север Красноярского края, важный с точки зрения изучения флоры и фауны регион всего российского Севера. Территория Бреховских островов в дельте реки Енисей, как полагали орнитологи, является местом гнездования и миграционных остановок водоплавающих птиц, и потому исследование условий их обитания в этой местности имеет большое прикладное природоохранное и научное значение.

Экспедиция изучила территории по реке Танама, левому притоку Енисея. Специалисты проверяли достоверность немногочисленных научных данных, согласно которым там расположены основные места гнездования краснозобой казарки и сокола-сапсана, занесенных в Красную книгу. Также исследователи провели работы и на Бреховских островах – уникальной территории, входящей в список водно-болотных угодий международного значения, где обитает более 100 видов водоплавающих и околоводных птиц, а еще примерно 60 видов гнездятся. Группа из 50 небольших речных островов на юго-западе полуострова Таймыр выделена в особый заказник «Бреховские острова».

В поисках редких видов птиц, занесенных в Красную книгу, ученые преодолели сотни километров, провели полномасштабный лодочный и пеший учет птиц, исследовали фауну озер и заболоченных участков, а также организовали авиаучет. В результате удалось обнаружить гнезда сапсана и краснозобой казарки, а также зафиксировать 58 видов птиц, среди которых водоплавающие синьга и морянка, а также сибирские теньковки, белобровики и бурые дрозды.

Предполагается, что проведенные при поддержке «Роснефти» исследования дадут возможность разработать меры по защите среды обитания краснокнижных и ценных видов птиц, среди которых белоклювая гагара, орлан-белохвост, сапсан, малый лебедь, краснозобая казарка и пискулька.