Фото из личного архива Тимофея Кузнецова |
Скажите, как получилось, что все ваши направления бизнеса связаны так или иначе с не самыми очевидными локациями? Почти все Ваши объекты находятся в регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока с прямо скажем суровым климатом. Откуда такая любовь к этим регионам?
Ну по сути Дальний Восток и Крайний Север это самые богатые недрами и, вместе с тем, пока достаточно слаборазвитые, регионы в мире. Я вижу в них огромный потенциал. Я считаю – что и Крайний Север, и Дальний Восток – это основное богатство нашей страны, залог успеха России на столетия вперед. Я искренне убежден, что Россия в ближайшее десятилетие будет среди 2-3 крупнейших экономик мира, основу которой как раз и составят богатства Севера и Дальнего Востока. Добыча природных богатств и развитие дорожной и городской инфраструктуры в этих регионах просто не могут не стать двигателями нашей страны.
Вместе с тем, это еще потенциально огромный туристический рынок. Возьмем любой регион Крайнего Севера или Дальнего Востока. При должном развитии – это туристические жемчужины. Там – красивейшие и уникальные места. Я сам 2 раза в год – летом и зимой обязательно выезжаю туда с активными туристическими поездками. Снегоходы, Багги, пешие походы, горные лыжи – я все это очень люблю и только в этих местах я действительно отдыхаю от городской суеты и офисной работы.
Ну а что касается производственного и строительного бизнеса, тут мы должны безусловно обеспечивать интересы наших заказчиков, среди которых ведущие российские корпорации – ГК «РОСАТОМ», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «ГАЗПРОМ», ПАО «ПОЛЮС», ГК «РОСТЕХ», ПАО «НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ» и другие, а их новые проекты почти также всегда связаны с обустройством объектов именно в этих регионов. Поэтому мы за последнее время создали сильные кластеры в Южной Якутии, п-ве Таймыр, п-ве Ямал, планируется также активная работа на Чукотке и в Сахалинской области.
С другой стороны, никак нельзя сказать, что мы работаем только на Крайнем Севере и Дальнем Востоке – у нас серьезная мобилизация и в южных регионах, например в портовым кластере «ТАМАНЬ», где мы работаем со всеми основными игроками в части создания для них портовой инфраструктуры.
Также у нас в холдинге есть отдельная компания, которая занимается объектами туристической и городской инфраструктуры, включая как быстровозводимые, так и капитальные объекты. Тут нашими заказчиками вообще являются в основном крупные города и компании, занимающиеся системным развитием туристических территорий, в том числе и в Центральных Регионах, и на Юге страны (детские лагеря, профсоюзные корпоративные дома отдыха, реновации старых советских туристических объектов, глэмпинги и др.)
То есть, получается, что вы максимально широко работаете? Не теряется ли за этим бурным развитием как географически, так и по направлениям бизнеса качество управления процессами и, соответственно, не страдает ли итоговый результат?
Нет. Не теряется. По нескольким причинам.
Во-первых, я никак не могу сказать, что мы огульно беремся за новые направления бизнеса – все наши бизнесы плавно проистекают друг из друга. Например, если изначально был исключительно бизнес по производству зданий, то дальше, чтобы удовлетворить наших заказчиков, мы научились оказывать им качественные услуги по транспортировке и сборке данных зданий на объектах. Далее, чтобы построенные здания стали единым комплексом, нам потребовалось научиться строить объекты «под ключ», с внутриплощадочными сетями, очистными сооружениями, независимыми энергоузлами и тд. Отсюда вышло направление блочного технологического оборудования. Блоки то мы все равно сами производим, вот и начали пэкетжировать и сами создавать это блочно-модульное технологическое оборудование (блочные нассосные станции, очистные станции и тд) у себя на площадке, чтобы ни от кого не зависеть, когда надо, к примеру, построить крупный объект, а сроки сжатые.
Или, например, у заказчика есть Лицензия на месторождение, под которую банки не дают единовременно финансирование, которое бы позволило сразу построить вахтовый поселок, скажем, на 5000 человек строителей, которые нужны для строительства и еще и закупить все технологическое оборудование для добычи. Тут мы предлагаем пакетную услугу до 10 лет, включающую помимо строительства непосредственно этого жилого городка со всей инфраструктурой его обслуживание в течении 10 лет (обеспечение питанием, клининг, услуги прачки и глажки, обслуживание зданий электриками и сантехниками, охраны и тд). Заказчик экономит средства в первичных инвестициях и ему хватает денег на закупку технологического оборудования и строительство технологических объектов. А за вахтовый городок он платит каждый месяц фиксированный тариф, закрывая с третьего-четвертого года данные платежи с уже поступающих ему средств за проданное сырье. Получается своего рода лизинг, от которого выигрывают все. Соответственно, чтобы качественно оказывать эти сервисные услуги, мы объединились с нашими партнерами и успешно работаем в сервисном направлении, «обросли» профильными специалистами и в этой отрасли. Тоже вроде можно сказать, что направление новое, но по факту это как бы логичное развитие в нашей отрасли, которое позволяет нам быть значительно конкурентноспособнее на рынке.
Поэтому, как раз чтобы лучше контролировать процессы и сроки, которые мы пообещали нашим заказчикам, мы и берем, так сказать, «под контроль» «новые» направления бизнеса. Но как видно из приведенных мной примеров - «новые» они весьма относительно – все они – логичное продолжение нашей деятельности, наше поступательное развитие. Например, всерьез планируется развитие туристического бизнеса, а также городские проекты.
Во-вторых, за годы работы мы выстроили команду сильных управленцев. Это касается как и офиса, так и линейных руководителей на местах строительства. Для управления мы используем специально сделанную под нас ERP-систему, которую «пилили» наши компьютерные специалисты, так сказать, изнутри, с полным понимаем наших процессов. Данная система сигнализирует в случае каких-либо отставаний и позволяет оперативно решать рабочие вопросы.
В-третьих, мы всегда крайне внимательно работаем непосредственно с менеджментом заказчиком, чтобы заказчику с нами было комфортно. Я, как руководитель, сам посвящаю работе с заказчиками львиную долю своего времени и требую этого от всех подразделений. Наши заказчики всегда уверены, что они получат обратную связь и что наши сотрудники сделают все для оперативного решения их вопросов. Ведь по сути систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку!
Ясно. Спасибо за развернутый ответ. По поводу строительства, блочного технологического оборудования и сервиса – понятно. Тут, действительно, все выглядит, логично. Ну как из заводов быстровозводимых зданий «проистекает», как Вы выразились, направления строительства туристических и городских объектов?
Очень просто. Мы начали данное направление с заказа на глэмпинг для сотрудников одного из наших постоянных заказчиков. Сделали на основе блочных конструкций комплекс из 20 домиков для проживания 2-4 человек каждый, обшив наши стандартные блоки деревом и творчески подойдя к внутренней отделке. Мы, на самом деле и не собирались особо развивать данное направление, никак его не продвигали. Но, сначала пошло «сарафанное радио», а дальше началось СВО и потребности в таких глэмпингах по всей территории РФ стали достигать десятков в год. Данный рост уже никак нельзя было проигнорировать. Упускать возможности заработать и развить компетенцию не хотелось и внутри холдинга была создана отдельная компания по объектам туристической направленности.
В данное направление впоследствии было направлено у направление городской инфраструктуры, которое в общем тоже проистекает из наших производственных возможностей – это торговые павильоны для городских фестивалей и парков, санузлы на базе блочных конструкций, тентовые конструкции для ярмарок и транспорта, МАФы и др.
Понятно. Но при столь разнонаправленных по специфики заказах и таких объемах – справляются ли производственные площадки?
Да. Более того – есть запас по загрузке. Все 3 предприятия работают в штатном режиме, без привлечения второй смены. Если потребуется – с выводом второй смены сможем увеличить производство на 40% относительно сегодняшних показателей. Хотя для нашего рынка мы и сейчас выпускаем немало. Показатели по месячной выработке в 2023г:
- 1200 блок-модулей
- 830 тн. металлоконструкций
- 95 000 м2 сэндвич-панелей
- 110 вагон-домов
При этом стоит отметить, что зарабатываемые в ходе активно роста деньги мы активно вкладываем в производство. Так за последние 2 года – полностью автоматизированы сварочные и частично сборочные процессы (для чего были закуплены роботизированные линии), открыт новый цех по производству металлоконструкций, открыта новая производственная площадка в Новосибирске по производству блок-модулей и сэндвич-панелей, что значительно сокращает затраты на логистику при строительстве зданий в регионах Дальнего Востока. Также построены новые складские площади и повсеместно введена программа складского учета, что позволяет отслеживать отгружаемую продукцию по всем пути следования и избежать некомплектных поставок (что особенно важно при доставке продукции по зимним дорогам, имеющим ограниченный срок эксплуатации и по Северному Морскому Пути).
В общем в части технологий производства мы на месте не стоим и, я уверен, всегда качественно покроем спрос по всем направлениям.
Фото из личного архива Тимофея Кузнецова |
Да, такая проблема есть и точно нельзя сказать, что мы ее прям полностью избежали, к сожалению. Но мы боремся с этим дефицитом как можем:
- у нас зарплаты выше рынка и за 5 лет не было ни одной задержки (а стабильность, особенно для сотрудников рабочих специальностей, порой, важнее, величины зарплаты)
- мы стараемся применять на практике советский принцип 3/5 – на пятерых опытных специалистов – трое молодых, которые на практике учатся
- по привлечению молодых рабочих кадров мы активно сотрудничаем с проф-училищами и техникумами, по привлечению управленческих кадров и сотрудников Управляющей компании – с Московским Институтом Стали и Сплавов, экономический факультет которого я, кстати, заканчивал по специальности «Менеджмент и Управление на предприятии». Получается, почти по специальности работаю, что для времени моего выпуска (2004 год) – редкость.
Тимофей Игоревич, после начала СВО, многие компании, как торговые, так и производственные, начали активные попытки работы на международных рынках. Есть прецеденты открытия российскими бизнесменами производственных предприятий в Турции и других странах. Что вы по поводу этого думаете? Предпринимал ли ваш холдинг какие-либо шаги в данном направлении?
Послушайте, как я уже сказал в самом начале нашего интервью – у нас, по сути, вся огромная территория от Уральских гор до Владивостока крайне слабо развита. Ее развитием нужно заниматься, тем более – наше Правительство, надо отдать должное, многое делает для того, чтобы на этих территориях было выгодно работать производителям, открывать новые предприятия. При наличии такого потенциала внутри страны, я лично, смысла идти на международные рынки не вижу. Возможно, все зависит от конкретного сегмента рынка, но в нашем сегменте уходить на международный рынок (Казахстан и Узбекистан я, все-таки, международными рынками не считаю) при таком активном строительстве месторождений и инфраструктуры по всей стране было бы крайне глупо. Мы развиваемся здесь, верим в Россию и ее будущее. Мы сами это будущее, в том числе, создаем и творим!
Тимофей, радует ваш позитивный прогноз и положительный настрой! А сами вы, кстати, много летаете?
Последние пару лет значительно меньше, чем раньше. Раньше, считайте, жил в перелетах. Но и сейчас раз в 3 недели стабильно посещаю наши основные кластеры в Южной Якутии, Ямале и Таймыре. В остальное время – живу между четырех основных городов России - Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом и Новосибирском. НО летать я люблю – есть время спокойно продумать стратегические вопросы, на которые в текучке время найти крайне сложно. Когда увлечен своим делам – любые перелеты – ерунда.
А можно подробнее о туристическом бизнесе? Внутренний туризм сегодня одна из точек роста.
Эта тема вышла из хобби. Мы с друзьями как минимум 2 раза в год придумываем и реализуем активные поездки по России: снегоходы, квадроциклы, багги, вертолеты, сплавы, пешие походы и тд. Вот из организации таких поездок и вышел этот бизнес. Просто и у меня и у моих друзей крайне мало свободного времени и от отдыха ты хочешь с одной стороны – взять по максимуму в части экстрима, а с другой получить все же достойный уровень сервиса и комфорта – вкусную еду, достойное размещение, качественную технику, качественную экипировку. Жилье в кемпингах с одним туалетом на весь кемпинг в выгребной яме – не наш случай. Отсутствие классной еды и комфортного проживания может убить все позитивные эмоции от краткосрочной поездки, а непрофессиональные инструкторы и некачественная экипировка – это просто опасно.
Со временем таких поездок мы обросли инфраструктурой – поварами, партнерами по перевозкам, по аренде техники, кураторами поездок, фотографом и видеографом. Все это появилась идея использовать как отдельный бизнес, так как, опять же, нам важно даже для самих себя, чтобы все эти высококачественные, каждый в своей отрасли, профессионалы не разбежались.
А ценообразование на туры?
Наши поездки дорогие и рассчитаны на высший менеджмент крупных компаний и корпораций, международных пресыщенных туристов. Я искренне считаю, что эмоции – это бесценно, а безопасность и комфорт – превыше всего. Плюс я на самом деле вижу некую миссию в развитии туристического бизнеса России. Я уверен, что деньги от туризма – это второй нефтегаз для нашей страны. Хочу быть непосредственно причастным к данному процессу.
Открытие непоредственного своего отельного комплекса не планируете?
В 2024 году точно нет. В пятилетней стратегии есть план сети суперкомфортабельных отелей в РФ, да.
Какие регионы рассматриваете?
Якутия, Красноярский Край, Алтай, Камчатка, Сахалин – это всегда завораживающе красиво и вместе с тем необычно, как для жителей крупных российских городов, так и, тем более, иностранных туристов.
И последний вопрос: что вы, как успешный человек с большим бизнес-опытом можете порекомендовать молодым бизнесменам:
Тут особо ничего не придумали: много трудиться, не лениться, поменьше слушать других, убрать из своей жизни завистливых и не желающих тебе успеха людей, не бояться рисковать. А в случае поражений - верить в себя и свое дело, не бояться начинать заново. Потому как, если ты веришь и много работаешь – результат рано или поздно придет. Моя любимая поговорка: «Не получается? Делай еще раз! Снова не получается? Делай еще раз!»
Досье
Кузнецов Тимофей Игоревич входит в Советы Директоров 3-х ведущих в РФ производителей быстровозводимых зданий (блочно-модульные здания, тентовые зданий и каркасно-панельные здания соответственно). Под его непосредственным руководством данные предприятия прошли путь от мелких региональных производителей до лидеров отрасли быстровозводимого строительства. При этом предприятия не только увеличили и качественно переоснастили свои производства, но и значительно преуспели в реализации объектов «под ключ», предлагая своим заказчикам, помимо непосредственно производства зданий, услуги логистики и комплексного строительства.
За 20 лет работы в отрасли промышленного и инфраструктурного строительства Тимофею Кузнецову удалось получить положительный практический опыт, реализовав десятки крупных и сотни небольших и средних проектов для ведущих предприятий РФ.
Помимо производственной и строительной деятельности, Тимофей активно занимается расширением активного туризма в России. Развивается агентство путешествий, основным направлением работы которого является работа с корпоративными заказчиками из России, Китая и Индии по организации туров в красивейшие места нашей страны - в Карелию, на Северный Кавказ, на Байкал и на Камчатку. Это направление обусловлено в том числе партнерством с Русским Географическим Обществом, существует практика организации важных научных экспедиций под эгидой РГО.