Пассажирский терминал был построен в максимально сжатые сроки в крайне непростых условиях. Фото с сайта www.erdc.ru
В столице Сахалина открылся новый высокотехнологичный аэровокзальный комплекс аэропорта Южно-Сахалинск. Для региона это историческое событие. Крупнейший на всем Дальнем Востоке терминал может обслуживать до 5 млн пассажиров в год – в пять раз больше старого. Это не только полностью удовлетворяет текущие потребности региона, но и создает задел на годы вперед, станет подспорьем для экономического развития, привлечения инвестиций, кратного увеличения туристического потока. Проект реализовала опытная команда профильного инвестора, работавшая в аэропортовом бизнесе Олега Дерипаски, – у нее за плечами превращение аэропорта Красноярск в главный воздушный хаб Сибири. Вместе с аэропортом Владивостока, ранее управлявшемся с участием холдинга Дерипаски, ось аэрогаваней Красноярск – Владивосток – Южно-Сахалинск обеспечит связность регионов Сибири и Дальнего Востока и выход в Азию, в первую очередь Китай.
Крупнейший на Дальнем Востоке
Новый аэровокзальный комплекс – самый крупный и современный на Дальнем Востоке. Площадь терминала составляет более 47 тыс. кв. м. Внутри – 26 стоек регистрации, 11 выходов на посадку, 5 эскалаторов, 23 лифта, 43 кабины паспортного контроля, 18 пунктов досмотра. Для удобства пассажиров терминал оснащен шестью телескопическими трапами. Система обработки багажа – полностью автоматическая, имеет пять уровней безопасности и позволяет пропускать более 1200 чемоданов и сумок в час. В здании могут расположиться более 20 предприятий торговли и общественного питания.
В основе визуальной концепции аэровокзала и прилегающей площади – идея о Сахалине как восточном форпосте России. В оформлении отражается дух региона – его уникальное географическое расположение, островная специфика, природные и культурные особенности.
В прошлом году аэропорт Южно-Сахалинска обслужил около 1,3 млн пассажиров, на 11,5% больше, чем годом ранее. Новый аэровокзал рассчитан на 5 млн пассажиров в год. Строили специально с запасом, чтобы принимать растущие потоки гостей и вывести регион в лидеры туристического рынка Дальнего Востока. А заодно обеспечить интеграцию дальневосточной и международной маршрутной сети – ведь рядом страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Терминал станет существенным подспорьем экономике и инвестиционной привлекательности Сахалинской области. Регион заново откроется для туристов и замкнет на себя трансферные потоки международных перелетов. «Динамично развивающемуся региону нужен был аэропорт, соответствующий его уровню. И Сахалин его получил», – подчеркнул губернатор региона Валерий Лимаренко.
Первым новый аэровокзал принял рейс Москва – Южно-Сахалинск авиакомпании «Россия». Борт по традиции встретили водной аркой. Маршрутная сеть аэропорта развивается: например, с лета 2023 года возобновлен рейс из Южно-Сахалинска в Харбин, имеются перспективы запуска прямых регулярных рейсов по другим китайским направлениям. Аэропорт является хабом для авиакомпании «Аврора» – единого дальневосточного перевозчика, обеспечивающего транспортные связи по всему Дальневосточному федеральному округу.
Санкциям вопреки
Модернизация воздушной гавани в Южно-Сахалинске началась в конце 2017 года. Первоначально ее планировали завершить в 2019 году, но работы были заморожены. В 2021 году был проведен конкурс на строительство, который выиграла компания «Красинвест» – опытная команда, много лет успешно управляющая аэропортом Красноярск, превратившая его в воздушную гавань мирового уровня. Она стала партнером правительства Сахалинской области в совместном предприятии.
Реализовать новый проект инвестор должен был в максимально сжатые сроки в крайне непростых условиях. Напомним, 2021 год был еще пандемийным временем со многими ограничениями. А в 2022 году грянули западные санкции. Но компания выполнила свои обязательства и показала себя надежным и исполнительным партнером. На создание современного и технологичного комплекса ушло чуть более полутора лет. Общий объем инвестиций составил около 12,5 млрд руб.
«Мы упорно работали над проектом полтора года, чтобы сделать этот терминал лучшим на Дальнем Востоке. Считаю, нам это удалось. Мы использовали передовое и технологичное оборудование, первыми на Сахалине мы установили телетрапы», – отметил Алексей Васильченко, председатель совета директоров АО «Восточные ворота страны» – совместного предприятия «Красинвеста» и правительства Сахалина.
«Компания-инвестор провела невероятную работу. Управленцы, проектировщики и строители сделали все, чтобы создать в терминале комфортные условия. Благодаря этому в новом аэровокзале заметно вырастет не только пассажиропоток, но и качество обслуживания, уровень обеспечения безопасности», – подчеркнул заместитель начальника управления аэропортовой деятельности Росавиации Александр Аверкиев.
Строительство и ввод в эксплуатацию нового аэровокзала в Южно-Сахалинске – лишь первый шаг на пути развития инвестором инфраструктурных проектов в регионе. Мастер-план дальнейшего развития терминала уже разработан. Планируется построить несколько гостиниц, выставочный комплекс, офисные помещения, торговые объекты и склады для грузов. Стратегическая цель – создание ключевого грузопассажирского транзитного хаба Азиатско-Тихоокеанского региона, соединяющего воздушные магистрали и Северный морской путь.
Воздушные ворота в Китай
«Красинвест» – известная компания на аэропортовом рынке России, объединяющая выходцев из аэропортового бизнеса промышленника Олега Дерипаски (в разное время его холдинги управляли воздушными гаванями Сочи, Краснодара, Анапы, Владивостока). Ее главный актив – аэропорт Красноярска. В 2015 году контрольный пакет аэропорта купила структура Олега Дерипаски ПАО «Красноярская ГЭС», позднее права на него были переуступлены «Красинвесту». С подачи предпринимателя началась масштабная перестройка аэропорта: были построены новое здание пассажирского терминала, реконструированы технические объекты, получило новый виток развитие маршрутной сети. Новый пассажирский терминал площадью около 58 тыс. кв. м и пропускной способностью более 1,3 тыс. пассажиров в час был открыт в 2017 году.
Сейчас аэропорт Красноярск – один из важнейших авиатранспортных узлов Сибири, стратегический транзитный узел в воздушном сообщении между Европой и Азией. Воздушная гавань является международными воротами России в Азию – Китай, страны Юго-Восточной Азии, СНГ. Это основной логистический хаб для транзитных авиаперевозок в РФ из Китая. Китайское направление – одно из приоритетных: с июля 2023 года возобновился рейс из Красноярска в Пекин, также прорабатывается открытие рейса в Харбин, а в перспективе ближайших нескольких лет возможно существенное расширение маршрутной сети по Поднебесной.
Регулярные и чартерные пассажирские перевозки из Красноярска осуществляют более 20 авиакомпаний по более чем 60 направлениям. С июня 2021 года аэропорт является вторым после Шереметьево хабом для национального перевозчика – группы «Аэрофлот».
Команда аэропорта Красноярск передает опыт коллегам из Южно-Сахалинска: недавно прошло обучение современным методам и технологиям эффективной и надежной обработки багажа и управления телескопическими трапами. «Мы уже многое умеем. Но для нас главное не только входные группы, эскалаторы, багажная система или телескопические трапы, но и улыбки наших сотрудников и пожелания доброго пути вслед отправляющимся пассажирам. Сейчас важен опыт коллег в том, как начинал свою работу новый пассажирский терминал в Красноярске», – рассказал генеральный директор АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» Игорь Шубейко.
Недалеко от аэропорта Южно-Сахалинска есть еще одна ключевая воздушная гавань – международный аэропорт Владивосток (входит в аэропортовый холдинг «Аэродинамика», основателем которого был Олег Дерипаска). Он занимает одну из лидирующих позиций по объему пассажиропотока среди дальневосточных аэропортов: в 2022 году обслужил 2 млн 118 тыс. пассажиров. Маршрутная сеть насчитывает около 35 направлений, полеты по которым совершают ведущие российские и азиатские авиакомпании (это базовый аэропорт авиакомпаний «Россия» и «Аврора»). В частности, с весны 2023 года возобновлен рейс из Владивостока в Харбин, также возобновлены полеты в Пекин, а в скором времени возможно масштабное расширение маршрутной сети по Китаю.
Благодаря своему географическому положению на пересечении воздушных трасс между Дальним Востоком и странами АТР аэропорт имеет стратегическое значение в авиатранспортной системе региона. Достаточно сказать, что сейчас это главных логистический хаб на Дальнем Востоке, обеспечивающий воздушный транзит грузов из Азии в Россию. А в целом вырисовывается следующая картина: три современных и технологичных воздушных гавани – аэропорты Красноярска, Владивостока и Южно-Сахалинска – составляют основу ключевых региональных хабов, которая обеспечивает связность регионов Сибири и Дальнего Востока и выход на азиатские рынки, в первую очередь Китай.