В мае 2023 года заводы ЦЕМРОСа отгрузили в Поволжье 367,4 тыс. т цемента, что на 34% больше, чем в мае 2022 года. Всего с января по май 2023 года компания отправила в регионы Приволжского федерального округа (ПФО) более 1 млн т цемента. Возросший спрос обнажил ряд проблем, связанных с прогнозированием потребления, железнодорожной логистикой, своевременным распределением и доставкой цемента до конечного потребителя.
Аналитики ЦЕМРОСа зафиксировали скачок потребления цемента в ПФО, которое расходится с многолетними показателями потребления в этом регионе. По словам руководителя департамента маркетинга и стратегического анализа компании Дениса Усольцева, спрос на цемент в ПФО за май 2023 года вырос на 18% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, при этом в мае ЦЕМРОС отгрузил в регионы Поволжья цемента на 34% больше, чем годом ранее.
«По ряду регионов наши поставки цемента (май 2023 года к маю 2022 года) составили: Татарстан +73%, Удмуртия +53%, Ульяновская область +78%, Самарская +50%, Саратовская +36%. Коэффициент сезонности потребления цемента (май к январю) превысил все исторические показатели. Например, отгрузка продукции с Сенгилеевского цемзавода (Ульяновская область) по сравнению с январем выросла в 11,6 раз», – отметил Усольцев.
По его словам, спрос на цемент вырос благодаря реализации крупных проектов на территории региона. Тем не менее, ажиотажный спрос обозначил несколько проблем, влияющих на взаимодействие производителей, строителей и транспортников.
«Во-первых, мы год за годом наблюдаем высокую сезонность отгрузок цемента. В ряде регионов бывает десятикратный разрыв между зимними и летними пиками потребления. Строители замораживают стройки в зимние месяцы и с началом лета набирают высокие темпы строительства. Из-за этого в мае-июне резко повышается спрос, к которому производители цемента должны готовиться заранее», – отметил Усольцев.
«Во-вторых, резкий рост потребления цемента совпадает с периодом начала летних путевых работ на железнодорожной инфраструктуре и началом интенсивного пассажирского движения. Это замедляет оборот грузовых вагонов и создает проблемы при железнодорожной отправке цемента в конкретный регион», – рассказал аналитик ЦЕМРОСа.
Третья причина – непрозрачная работа посредников, которые зарабатывают на перепродаже цемента. Мы наблюдаем, как в ряде регионов посредники-монополисты искусственно задерживают доставку цемента на стройки, тем самым повышая свою прибыль. Чтобы этого избежать, ЦЕМРОС стремится заключать прямые контракты с конечными потребителями. Это позволяет своевременно, в нужное время и в нужном количестве поставлять цемент», – резюмировал Усольцев.
Отгрузку в регионы ПФО осуществляют Мордовцемент и Сенгилеевский цемзавод. Мощность предприятий и накопленные запасы сырья позволяют сохранять высокие темпы поставок круглый год при условии бесперебойной работы железнодорожного транспорта.
Для справки: с января по май 2023 года ЦЕМРОС отгрузил в Ульяновскую область 34853 т цемента, Республику Татарстан – 193585 т; Самарскую область – 87897 т; Саратовскую область – 46011 т.
По информации пресс-службы ЦЕМРОСа
комментарии(0)