В марте 2023 года в ходе своего доклада министр по делам молодежи Республики Татарстан Ринат Садыков заявил, что основа работы министерства – это государственные программы, благодаря которым обеспечивается работа с разными категориями молодежи, из них приоритетной является программа профилактики социально-негативных явлений. Ведь молодежь была и остается главным человеческим капиталом республики, она активно вовлекается в решение важных государственных задач, в том числе и в задачи сохранения культуры Татарстана.
На этом фоне печальный символизм приобретают недавние события, когда в ночь на 29 апреля в учреждении культуры республиканского значения – Казанском цирке – с размахом и широким общественным резонансом прошла вечеринка Focus – иммерсивное шоу с солидным диджейским лайнапом и продажей алкогольной и табачной продукции. Организаторы опровергают информацию о распитии алкоголя и курении на арене. Но, как пишут СМИ, в фойе цирка действительно продавали алкоголь и электронные сигареты, а еще гости танцевали на самом манеже. «НГ» пообщалась с цирковыми артистами разных поколений – о скандале вокруг Казанского цирка, о творческом взаимодействии и единстве целей, об уровне культуры молодежи и позитивном имидже постсоветского цирка на мировой арене.
В 2023 году 30 лет исполняется республиканскому закону «О молодежи», по такому случаю в республике осуществлен запуск комплексной программы по формированию безопасной молодежной среды, существование которой невозможно без приобщения молодежи к искусству, без воспитания ее нравственности и духовности. Как говорится, мы за ценой не постоим: на муниципальную программу «Развитие культуры в городе Казани на 2018−2024 годы» заложили более 12 млрд руб., и согласно документу, Казань – это город, где искусство и культура занимают особое место. Программа подчеркивает важность сохранения количества посещений культурно-досуговых учреждений, поскольку, как показывают современные исследования, существует тенденция постепенного снижения популярности традиционных учреждений культуры.
Казалось бы, логика проста, ведь искусство всегда выступало огромным духовным, культурным и моральным подспорьем для нашей страны, в особенности для ее молодого поколения, остро нуждающегося в правильных ценностных ориентирах. А современный цирк – это не просто модернизированное учреждение культуры, а настоящий культурный центр притяжения, формирующий новый образ досуга и творческого развития. Но история твердит, что благие намерения подчас указывают неверный путь: вместо создания условий для повышения привлекательности цирка и расширения целевой аудитории цирковой среды – рейв на манеже, алкоголь в фойе и сигареты с ароматизаторами.
«Не этим нужно привлекать. – убежден cоветский и российский цирковой артист-дрессировщик, Народный артист Российской Федерации, Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства Николай Павленко. – Нужно повышать культуру зрелищ, по-настоящему показывать людям цирк. Сегодня цирковое искусство становится открытым, выходит к людям, которые с нетерпением ждут открытых репетиций и премьер цирковых спектаклей по всей стране».
И действительно: современные цирковые программы искусно воплощены в грандиозные шоу для зрителей всех возрастов. Российский цирк является выдающимся творческим явлением в мировом художественном пространстве, обладая собственными уникальными традициями, художественными открытиями, трюковыми ноу-хау, а также другими авторскими разработками, получившими признание и распространение в мире. Цирковые представления с участием российских артистов имеют широчайшую географию, их номера и аттракционы постоянно завоевывают призовые места на международных конкурсах и фестивалях.
По мнению генерального директора Большого Московского цирка, Народного артиста Российской Федерации Эдгарда Запашного, залог успеха российского цирка как бренда заключается в том, что все независимые друг от друга структуры эффективно между собой взаимодействуют: «Сегодня цирки объединяются идейно и финансово, происходит обмен артистами, циркуляция гастролей, приглашения на фестивали и другие значимые мероприятия. Ключевым для всех нас должны быть сотрудничество и союзничество».
И действительно, цирк в России с его столетней историей – это настоящий культурный бренд и один из символов культурного наследия нашей страны. Он был и остается предметом нашей особой гордости. И проведение подобных мероприятий на территории цирка, как представляется, не только компрометирует российский цирк как мировой бренд, но и нивелирует все попытки республиканского правительства провести молодежную политику в соответствии с поставленными задачами.
И здесь на первый план, по мнению экспертов циркового сообщества, выходит отсутствие у руководства цирка, у организаторов данного мероприятия чувства святости и сакральности цирка. Даже у людей, никогда не бывавших в цирке по причине удаленности регионов или отсутствия возможности к посещению цирковых представлений, есть твердое убеждение, что цирк – это территория детства, свободного от пороков взрослого мира. Девиз российского цирка сегодня – искусство, понятное каждому. Так думали и организаторы, пригласив взрослых «очутиться в весенней сказке», желая донести миру некое волшебство. Но так ли легко постичь его суть, если тропинка в детство пролегает сквозь пары алкоголя?
100 лет истории понадобилось российскому цирку на то, чтобы уйти от балаганного и площадного имиджа цирка, чтобы произвести переворот в сознании зрителя, который сегодня отправляется в цирк за настоящим чудом, а не за обманом, за профессионализмом, а не за самодеятельностью, за самым честным искусством без границ.
«Цирк – это народное искусство, которое всегда было самым зрелищным и привлекательным, при всей своей простоте оно захватывает зрителя, объединяя балет и спорт, кино и драматическое искусство, – считает руководитель и основатель Театра кошек, клоун и дрессировщик, народный артист РСФСР Юрий Куклачев. – И когда в 90-е годы в театрах произошла трансформация, и культура театра существенно упала, то цирк сохранил свою самобытность, изящество, культуру, усовершенствовал программы, технику исполнения, и это была общемировая тенденция». Цирк – это великий храм искусства, а любовь к цирку как религия, уверен народный артист.
И если цирк – это храм, то цирковой манеж – это сердце цирка и самое священное место в нем, это алтарь, которым артисты дорожат, как святыней. Ведь манеж когда-то стал первым и единственным домом для многих цирковых артистов, действующих и почетных, и оттого с еще большим трепетом относящиеся к своему профессиональному и творческому пространству.
Российский цирк годами выстраивал доверительные отношения со своим зрителем, став местом притяжения для людей разных поколений, интересов, профессий, местом досуга совершенно новой формации, привлекательным для людей всех возрастов. И эти усилия кажутся тщетными, когда директор цирка без какого-либо принуждения со стороны превращает цирковой манеж в танцплощадку, а фойе цирка в «алкомаркет».
Николай Павленко считает такие вещи недопустимыми: «Цирк пережил времена, когда помещения сдавались под проведения мероприятий, не имеющих ничего общего с понятием «культура», цирк выстоял. И сегодня эта история не должна повториться. Мы помним времена, когда при входе в цирк деятели культуры снимали головной убор, потому что было уважение к учреждению, к общему делу. Мы воспитаны на примерах таких людей».
А разве могут привить людям чувство бережного отношения к объектам культуры и искусства те, у кого оно атрофировано, разве служат подобные мероприятия повышению уровня культурной активности жителей Республики, разве может глава культурного учреждения воспринимать его как производственное помещение, а не как место для семейного досуга? И как могут относиться к культурным мероприятиям подростки, какая мотивация к их посещению может закладываться теми, кто является акторами этих антикультурных акций? Молодежь, принявшая участие в ночном мероприятии в здании Казанского цирка, может не понимать этого ввиду отсутствия у нее чувства сопричастности, но если руководитель такого уникального учреждения культуры, как цирк, не понимает, что подобные акции обесценивают истинное предназначение цирка, то он, как представляется, профессионально непригоден.
По статистике 70% населения Казани сегодня предпочитает большую часть свободного времени проводить дома или в торговых центрах, отмечается крайне низкий интерес молодежи Республики Татарстан к учреждениям культуры, в их числе может оказаться и Казанский цирк, и у этого явления есть свои причины.
Эдгард Запашный подчеркивает, что Казанский цирк был и остается независимым хозяйствующим субъектом, однако он по-прежнему зависим от качественных программ, работающих на постоянной основе. А самые сильные и мощные профессиональные коллективы и лучшие в стране программы, по мнению эксперта, производят только три структуры в стране: компания Росгосцирк, Большой Московский цирк и цирк Никулина на Цветном бульваре. «Руководство казанского цирка в обозримом будущем может столкнуться с серьезным спадом посещаемости цирка, поскольку отказ от сотрудничества с ведущими цирковыми структурами страны привело к тому, что казанский зритель уже сегодня не имеет возможности видеть эти шоу у себя в республике», – считает глава БМГЦ.
Но что именно толкнуло руководство Казанского цирка к организации мероприятия, граничащего, по словам Запашного, с вакханалией – дефицит программ и потеря конкурентоспособного продукта или желание шагать в ногу со временем? А ведь именно последнее и означает – делать искусство созидающим, а не деструктивным, современным и интересным для детей и подростков. И в этом аспекте важно умение цирка, одного из немногих учреждений культуры, говорить с молодежью на понятном им языке. А значит привести молодежь в цирк можно единственным способом: посредством формирования креативной среды и создания новых, современных, технологичных и увлекательных шоу, которые будут носить не только познавательный и развлекательный, но и просветительский характер и не будут противоречить принципу развития учреждения культуры и сохранения его репутационной и культурно-досуговой привлекательности.
Воплощение высокой миссии приобщения к искусству невозможно там, где утрачивается чувство уважения к институтам культуры. Европейские цирки давно ушли от канонических идеалов и сдаются в аренду под проведение иммерсивных постановок, показ альтернативных спектаклей и собрания андеграундных сообществ. Неужели и мы хотим такое же будущее для наших цирков? Однако это неизбежно, если наши дети будут воспринимать цирки как балаганы, а цирковую арену как исключительный повод для нетривиального молодежного перфоманса.
комментарии(0)