Аэропорт Сочи – крупнейший авиатранспортный узел юга России. Фото © пресс-служба ГК «Аэродинамика»
Один из крупнейших аэропортов России, южный хаб – аэропорт Сочи представил серию инвестпроектов на ближайшие пять лет, до 2027 года. «НГ» разбиралась, как живут аэропорты Краснодарского края в период ограничений, высокого туристического сезона и меняющейся экономики.
Пятилетку за 11 миллиардов
Самый крупный аэропорт юга России Сочи продолжает разработку мастер-плана до 2040 года. Мастер-план предусматривает расширение действующего терминала либо строительство нового терминала стоимостью более 7 млрд руб., а также проекты по реконструкции аэродромной инфраструктуры. Площадь исследования нового мастер-плана охватывает территорию размером более 500 га.
Параллельно аэропорт реализует и другие инфраструктурные проекты, нацеленные на совершенствование аэропортового комплекса. Завершено проектирование новой служебно-технической территории: предварительно объем инвестиций в ее развитие оценивается в 3 млрд руб. А на замену морально устаревшей мазутной котельной 1974 года постройки придет новая газовая, строительство которой оценивается более чем в 400 млн руб. Ввод в эксплуатацию нового объекта запланирован до конца 2023 года.
«Мастер-планирование аэропорта завершится до конца 2022 года. Разработка всех проектов рассчитана на период пять лет, как минимум до 2027 года. Эффективное взаимодействие команды аэропорта с администрацией города Сочи при реализации своих планов и проектов позволяет учесть интересы всех сторон процесса – города и инвестора», – рассказал Ренат Сайфуллин, директор по развитию инфраструктуры ГК «Аэродинамика», управляющей компании аэропорта.
«При этом главная задача всех сторон процесса – повысить качество жизни горожан и транспортную доступность для всех жителей и гостей города-курорта Сочи», – отметил представитель «Аэродинамики».
Аэропорт Сочи – пятый по количеству обслуживаемых пассажиров в стране аэропорт, являющийся в настоящее время южным хабом. С ростом авиаперевозок, увеличением количества рейсов, появлением базового авиаперевозчика и развитием трансферных технологий возникла необходимость в техническом обслуживании и хранении воздушных судов различных типов в Сочи. Для этого крайне необходим ангарный комплекс. Проектирование такого комплекса уже ведется. Стоимость объекта оценивается инвестором в 650 млн руб.
Золотые поля, стелющиеся по ветру
Жители Краснодара давно ждут начала строительства нового аэровокзального комплекса в городе. Всех интересуют размеры нового терминала, месторасположение, транспортная доступность и, что немаловажно, дизайн. Как оказалось, проект уже практически стартовал. Аэропорт получил все разрешения на строительство и уже представил первые рендеры нового терминала, который будет расположен приблизительно в 3,5 км восточнее действующего аэропорта, в непосредственной близости от существующей взлетно-посадочной полосы. Архитектурный дизайн нового терминала получился очень ярким и выразительным. Давно известно, Кубань – это житница России. Именно эти мотивы, как отметили в проектной группе аэропорта Краснодар, и были использованы при разработке архитектурного дизайна терминала. Визуально фасад здания, крыша символизируют золотые поля Краснодарского края, стелющиеся по ветру. Разработкой дизайна занималась студия архитектора Сергея Шведова.
Площадь нового терминала аэропорта кубанской столицы составит 83 тыс. кв. м – это почти в шесть раз больше существующего. Большой терминал позволит обслуживать в перспективе и больше пассажиров. Увеличение площади сделает его более просторным и светлым, что позволит повысить качество обслуживания до уровня высоких мировых стандартов.
«Сухой пассажир» Анапы
В мае 2022 года правительственной комиссией по региональному развитию под председательством вице-премьера РФ Марата Хуснуллина был рассмотрен перечень новых инвестиционных проектов для инфраструктурной поддержки. В этом году для включения в перечень направлен проект «Реконструкция аэровокзального комплекса и объектов инфраструктуры аэропорта Анапы», включающий создание и реконструкцию трех крупных объектов инфраструктуры.
Речь идет о технологическом присоединении аэропорта к сетям газоснабжения, реконструкции систем электроснабжения аэропорта и строительстве пешеходной галереи, которая соединит новую железнодорожную станцию и терминалы аэропорта (по принципу «сухой пассажир»). В настоящее время в перечень новых инвестиционных проектов вошли первые два объекта. Объем федеральных субсидий составит почти 396,3 млн руб.
Инвестиционный проект полностью реализуется за счет собственных источников аэропорта. Галерея «сухой пассажир» по результатам завершения разработки проектной документации может быть включена в перечень объектов инфраструктуры, по которым фактически произведенные затраты подлежат субсидированию.
По мнению руководителя по связям с государственными органами власти ГК «Аэродинамика» Сергея Черномаза, инфраструктурная поддержка инвестпроектов аэропорта стала возможной после расширения кабмином РФ в мае 2021 года перечня отраслей и проектов, на реализацию которых регионы смогут направить высвобождаемые после реструктуризации долгов деньги.
«Теперь средства можно направить на строительство аэропортовой инфраструктуры, обеспечение электричеством, развитие общественного транспорта», – уточнил Черномаз.