Фото сайта pixnio.com
Природоохранные и правоохранительные органы пытаются разобраться в причинах разлива нефти под Новороссийском, случившегося 7 августа на объекте Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Представители компании утверждают, что ущерб нанесен небольшой, экологи предполагают, что пока слишком мало сделано для того, чтобы выяснить объем утечки. Госчиновники пока только обещают внести ясность в ситуацию, при этом на деле не выдают никакой информации. Это молчание вызвало большой интерес к ситуации со стороны СМИ, которые обнаружили странные связи и схемы. Как сообщает “Наша Версия”, “аварию на терминале КТК 7 августа можно считать прямым следствием работы коррупционного механизма, который до сих пор никто не остановил”.
Нефть повышенной текучести
Как уже сообщала “НГ” , выброс нефти недалеко от поселка Южная Озереевка произошел 7 августа при погрузке сырой нефти на судно Minerva Symphony через выносное причальное устройство с терминала КТК. Каспийский трубопроводный консорциум – международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана и ведущих мировых добывающих компаний, от имени Российской Федерации (крупнейшего акционера) консорциумом управляет компания Транснефть. СМИ сообщали, что объем разлившейся нефти будут вычислять на основе пропускной способности насоса выносного причального устройства - оборудование изъято следователями, но работать с ним, насколько можно судить, будут сотрудники одного из институтов Росприроднадзора в Москве. При этом по подсчетам журналистов, нефть на терминале КТК (АО «КТК-Р») подается на танкеры со скоростью 5 тыс. тонн в час, то есть примерно 1,5 тонны в секунду. С учетом этого, можно предположить, что в воду могло попасть не менее 100 тонн нефти, хотя некоторые специалисты предполагают, что речь может идти о более, чем 300 тоннах. Представители консорциума утверждают, что выброс был незначительным. Сразу после аварии владелец терминала заявил, будто площадь разлива нефти не превысила 200 квадратных метров (12 куб. м.). Причина этого понятна - чем меньше выброс, тем меньшим может оказаться штраф. Но Институт космических исследований РАН опубликовал спутниковый снимок, согласно которому площадь загрязнения могла достигать 80 квадратных километров. Как пишет “Наша Версия”, ссылаясь на свои источники, “консорциум договорился с Росприроднадзором, что ему насчитают не более 30 тонн – в десять раз меньше”. Однако, может ли такая цифра соответствовать реальности, если разлив произошел далеко от города, но жители Новороссийска всё равно чувствовали запах топлива, задаются вопросом журналисты.
Тем не менее, пока контролирующие ведомства медлят с заявлениями, что вызывает резонный вопрос: почему? “Мог ли Росприроднадзор без давления извне занять, мягко скажем, сдержанную позицию в отношении нефтеаварии рядом с популярными курортами? А если не мог, то как его позиция связана с возможностями вице-президента «Транснефти» Ларисы Каланда (курирует правовой блок) и её мужа Владимира Каланда, который, насколько известно, отвечает в компании за связи с государственными органами?, - задается вопросом “Наша Версия”. - В своё время Каланда был ответственным секретарём комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на должности федеральных судей. Многие люди люди в мантиях обязаны ему своей карьерой – видимо настолько, что даже руководители федеральных агентств испытывают перед ним трепет”.
Кому выгодна тишина вокруг разлива
Издание полагает, что официальная информация об аварии и, что более важно, об операции по устранению последствий разлива, до сих пор выглядит неполной. “как отмечает “Наша Версия”, возможно это потому, что “детальное разбирательство в причинах ЧП способно вскрыть теневую схему, которая существует не меньше 10 лет, и при помощи которой управленцы из «Транснефти» могли вывести за границу не меньше 100 млн долларов США (т. е. примерно 7,5 млрд рублей). А если так, то потери российского бюджета от неуплаченных налогов могут составить по разным оценкам до 2 млрд рублей”. Как пишет «Наша Версия», “в целом аварию на терминале КТК 7 августа можно считать прямым следствием работы коррупционного механизма, который до сих пор никто не остановил”.
Как сообщали СМИ, ликвидацией разлива нефти на Черном море занимались четыре буксира: «Арктур», «Антарес», «Алиот» и «Альтаир». “На первый взгляд, все они принадлежат ООО «Транснефть-Сервис» (так сказано на официальном сайте ПАО «Транснефть»). Однако изучение правового статуса этих судов может принести правоохранительным и налоговым органам богатый материал для официальных расследований”, - отмечает издание, которое изучило выписки из бербоут-чартерного реестра судов РФ (регистрирует операции по аренде судов без экипажей), а не только официальные сообщения.
“Из выписок можно сделать вывод, что «Транснефть-Сервис» (ТНС) арендует перечисленные буксиры у кипрских компаний, причём по принципу «одно судно – один офшор». Последнее обстоятельство выглядит так, что «дочка» госкомпании стремится размыть крупные арендные платежи, чтобы не привлекать внимание российских налоговых органов”, - отмечает “Наша Версия”, констатируя, что суммы там внушительные: “Один буксир обходится ООО «Транснефть-Сервис» в 6,8 тыс. долларов сутки! Если это не способ занизить налогооблагаемую базу в России и вывести деньги в офшор, то что это? Рыночная цена аренды таких вспомогательных судов у крупных международных поставщиков вроде KoTug и Smit Lamnalco составляет 2,5 — 3 тыс. долларов”.
Схема многолетней выдержки
Издание делает вывод, что схема с буксирами могла действовать с 2011 когда. “Тогда же «Транснефть-Сервис» (ТНС) выдавил с терминала КТК государственную «Морспасслужбу», отвечавшую за готовность к ликвидации аварийных разливов нефти. ТНС стал новым исполнителем по этой услуге. И если изначально она обходилась консорциуму в 28 тыс. долларов в месяц, то вскоре «дочка» «Транснефти» повысила цену до 890 тыс. долл. в месяц – в 30 раз! Это можно считать подтверждением офшорной «технологии»: буксиры уже тогда предоставлялись втридорога. Не могут же расходы по ликвидации аварийных разливов так подорожать, разве что если аренда судов была скорее средством вывода денег, а не реальными расходами”, - отмечает “Наша Версия”.
С учетом этой информации становится крайне интересно, кто же формально получает эти существенные суммы от «дочки» российской госкомпании. “Кипрские фирмы-прокладки, каждая из которых имеет по одному буксиру, принадлежат более крупным компаниям: Heawey Enterprise Ltd и First Link Management Services Limited, - предполагает “Наша Версия”. - В руководстве и учредителях последних – те же люди, что и в «прокладках»: Socrates Ellina, Areti Charidemou и Marine Louizou. Ничего оригинального – видна стандартная схема отмывочных контор на Кипре, законодательство которого требует обязательного присутствия в компаниях местных жителей”.
При этом, ссылаясь на источники, издание отмечает, что “Socrates Ellina, Areti Charidemou и Marine Louizou были замечены в неоднократных контактах с отдельными членами руководства «Транснефти», которые происходили на территории островного государства. А постоянную связь, в том числе через адвокатские фирмы, они, по всей видимости, держат с автором этой «буксирной» комбинации Сергеем Киреевым”. По данным “Нашей Версии”, “Киреев долгое время работал в системе «Транснефти», в том числе – руководителем компании «Транснефть-Сервис». Сейчас он является генеральным директором ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), который также находится под контролем государственной трубопроводной монополии. Судя по всему, директор порта – к слову, в Москве он проводит намного больше времени, чем в Новороссийске – и сейчас продолжает управлять деятельностью ТНС. С формальной точки зрения Киреева в «Транснефть-Сервисе» в ноябре 2014 года сменил Роман Федотов. Он же занимает должность заместителя генерального директора НМТП по правовым и корпоративным вопросам, проще говоря: Федотов – непосредственный подчинённый Сергея Киреева. И, насколько можно понять, обязанности гендиректора «Транснефть-Сервиса», отвечающего за безопасность терминала КТК, он также исполняет «по телефону».
Ниточка на самый верх
Причем, судя по всему, схема не ограничивается вышеперечисленными людьми. “Как мы уже неоднократно рассказывали, ООО «Транснефть-Сервис» стало подрядчиком по обслуживанию морского терминала КТК с 16 марта 2021 года. Речь идёт о работе с теми самыми выносными причальными устройствами, в том числе – с подводными механизмами. ТНС как бы выиграла объявленный консорциумом конкурс, победив прежнего подрядчика ООО «Ламналко» (входит в международный холдинг Smit Lamnalco). Стоит ли напоминать, что вопреки корпоративным процедурам КТК результаты конкурса до сих пор не опубликованы? А объяснение этому может быть одно: гендиректор КТК Николай Горбань – тоже выходец из структур государственной трубопроводной монополии. До 2016 года он возглавлял АО «АК Транснефтепродукт», - пишет “Наша Версия”, которая предполагает, что “не без господина Горбаня, было обеспечено подписание контракта стоимость более миллиона долларов в день между КТК и ООО «Транснефть-Сервис», хотя на тот момент у нового подрядчика отсутствовало необходимое сертифицированное оборудование и средства, необходимые для оказания услуг, включающих ведение подводных работ”.
Между тем, “согласно сайту госзакупок, 11 февраля 2021 года ООО «Транснефть-Сервис» был проведен тендер на закупку водолазного оборудования стоимостью 3,6 млн евро со сроком поставки в декабре 2021 года, а также рабочих катеров. Говорят, что сейчас ТНС спускает водолазов на терминале КТК с обычного прогулочного катера, который также находится в аренде”, - пишет издание, по данным которого “именно ООО «Транснефть-Сервис» весной осуществило замену поврежденного на выносном причальном устройстве шланга”.
“Насколько можно судить, «Транснефть» от имени КТК распространила пресс-релиз, в котором сообщалось, что действовавший на тот момент подрядчик ООО «Ламналко» якобы отказался выполнять работы под предлогом отсутствия технических возможностей. Мог ли такой релиз появиться без участия Ларисы Каланда, которую в «Транснефти» называют чуть ли не «серым кардиналом» на фоне 70-летнего президента компании Николая Токарева? В августе некоторые СМИ вспомнили это сообщение и истолковали его так, что бездействие «Ламналко» и стало причиной аварии”, - констатирует “Наша Версия”.
В результате на информацию пришлось реагировать в правительстве. Накануне вице-премьер Виктория Абрамченко сообщила, что причиной разлива нефти на терминале под Новороссийском 7 августа была «многолетняя эксплуатация без капитальных ремонтов данных сооружений». Получается, что всю вину за ЧП могут возложить на предыдущего подрядчика? Это не так.
Издание отмечает что в марте в ответ на претензии КТК было направлено письмо, в котором говорится: «Смит Ламналко не отказывается от проведения работ, но хочет провести их в соответствии с требованиями и нормами безопасности и соблюдением всех утвержденных КТК процедур, что требует соответствующего времени на подготовку и не может быть выполнено за оставшееся время до истечения срока действия договора». Таким образом, делает вывод “Наша Версия”, “прежнего квалифицированного подрядчика выдавили с объекта, подмяв жирный контракт под себя, и его же пытаются сделать в этой истории крайним”.
Найти стрелочника
И тут история получает новый поворот. Ведь если пресс-релиз о якобы бездействии «Ламналко» появился еще весной, значит ли это, что руководство КТК и «Транснефти» допускало, что ТНС не справится с обслуживанием ВПУ и это неизбежно приведёт к выбросу нефти в акваторию Чёрного моря? - задается вопросом “Наша Версия”.
Как сообщает издание, после того, как авария на терминале была связана с деятельностью “Ламналко”, “руководством компании было принято решение составить иски в международные арбитражные и судебные инстанции с целью защитить деловую репутацию”. Скандал оказался громким, а разбирательство как ожидается, будет долгим. “Конфликт, который пыталась «загасить» «Транснефть», может выйти на новый виток наднационального масштаба. И ради чего всё это? Просто для того, чтобы топ-менеджеры госкомпании могли прикрыть перенаправление денежных потоков в связанные с ними офшоры и то, что на фоне таких операций «Транснефть-Сервису» попросту некогда вести основную деятельность на морских объектах”, - предполагает “Наша Версия”.
Пока расследование ЧП продолжается. Сразу после аварии Следственный комитет, как пишет РБК, возбудил дело по статье о загрязнении морской среды (ч. 1, ст. 252 УК), однако чуть позже его переквалифицировали на более тяжкий состав преступления по ч. 2 той же статьи — загрязнение морской среды, причинившее существенный вред водным биологическим ресурсам и окружающей среде. Кроме того, в Росприроднадзоре сообщали о возбуждении административного дела из-за нарушения требований к охране водных объектов, которое повлекло их загрязнение (ч. 4 ст. 8.13 КоАП).
комментарии(0)