Согласно одному из основных постулатов итальянского мыслителя Никколло Макиавелли, есть два способа править: чтобы тебя любили или чтобы боялись. Но любовь народа переменчива и непостоянна. Поэтому Макиавелли рекомендовал опираться на страх.
Сегодня одним из инструментов воздействия на власть и бизнес являются, как ни парадоксально, разного рода экологические организации. Казалось бы, что плохого в заботе об окружающей среде? Забота о природе – это замечательно. Но когда она является лишь предлогом для удара в болевые точки государства или той или иной организации, то впору задуматься о последствиях.
На сайте финансируемого Михаилом Ходорковским издания «МБХ-медиа» был опубликован материал об оренбургской нефтяной компании «Сладковско-Заречное». В материале эмоционально рассказывалось «о вопиющих фактах» вредного воздействия на экологию в результате деятельности компании.
Ссылаясь на закон о СМИ, автор медиа-ресурса обратилась с просьбой к нефтяникам выслать им ответы на вопросы до 26 июля с.г.. Вопросы носили технический характер и касались обеспечения безопасности окружающей среды при разработке нефтяных месторождений.
Пресс-служба компании отправила подробные ответы 25 июля. (Даты входящих и исходящих писем зафиксированы документально). Технические нормы экологической безопасности компанией соблюдаются, что подтверждено данными государственных проверок, приведенных в письме. Проводится регулярный мониторинг загрязнения воздуха, и отклонений от нормы не выявлено.
Но детальные ответы нефтяной компании странным образом не попали к автору статьи, опубликованной 25 июля. Нагнетая эмоции вокруг «вредительской» деятельности нефтяной компании, автор периодически ссылается на ответы, которые пресс-служба «Сладковско-Заречного» за подписью гендиректора направила в редакцию. Однако, излагая версию экологов о загрязнении окружающей среды журналист сопровождает ее комментарием: «Нефтяная компания «Сладковско-Заречное» не предоставила оперативный комментарий к моменту публикации текста». Столь открытая манипуляция со стороны автора неудивительна, если прочитать весь текст. Голословные обвинения нанизаны друг на друга как куски баранины на шампур.
Экологический «майнинг»
Автор статьи приводит в качестве авторитетного мнение эколога-активиста Сергея Добрышкина: «В 2017 году, после начала разработки скважин, сменилось руководство предприятия. По мнению Добрышкина, нынешнее руководство мало что смыслит в нефтяной отрасли: «Получилось так, что сейчас у руля компании стоит «золотая молодежь» 90-х: те, кто не учился, а дипломы покупал».
Руководителей нефтяной компании обвиняют в покупке дипломов, и на основании этого делается вывод о неграмотном менеджменте. Откуда у Добрышкина информация, что дипломы были куплены? Такой информации у него нет. Но Добрышкин применяет известный манипулятивный прием «обобщение». Используя негативный образ «золотой молодежи» в массовом сознании, он причисляет к ней менеджмент «Сладковско-Заречного» и делает вывод о «купленных дипломах». Примитивная софистика, но на доверчивую публику может сработать.
Что общего между этими двумя столь разными направлениями деятельности? Ответ, думается, риторический. Причем экологическая тема, судя по всему, позволяет «намайнить» существенно больше, чем на биткоинах.
Добрышкин действует в связке с другим «экологом» Сериком Ерикбаевым. Он также выходец из структур МВД, и сейчас представляется как руководитель Межрегиональной общественной организации «Национально-промышленная экология». В Сети есть информация, что в 2006 году Ерикбаев в пьяном виде сбил женщину и 3 года провел в колонии.
Среди учредителей «Нацпромэкологии» еще три лица казахской национальности – Альфия Нугаева, Нуржигит Долубаев и Алия Галиаскарова. Организация была учреждена в 2016 году, но до скандала с компанией «Сладковско-Заречное» не вела активной деятельности. Сайт «Нацпромэкологии» был создан на бесплатной платформе и зарегистрирован 24 мая 2019 года. И на нем сразу же начинается дискредитация компании «Сладковско-Заречное». Записи в «Одноклассниках» начинаются 17 апреля сего года. Вся последующая активность «Нацпромэкологии» в СМИ и соцсетях нацелена на деятельность «Сладковско-Заречного».
Технология страха
Почему экологическими проблемами в Оренбуржье столь рьяно занимаются выходцы из Казахстана? На этот вопрос, возможно, дает исчерпывающий ответ Добрышкина автору статьи на сайте «МБХ медиа» Кислицыной: «Казахи — народ такой, поактивнее, что ли. Там люди возмутились, начали бунтовать, сожгли дом и машину главы местной администрации — и тут же подсуетились и быстренько село, которое травилось, выселили в Актюбинск и построили им там дома. Свои не травят, однако мы их сейчас травим», — рассказал «МБХ медиа» глава информационного отдела оренбургской общественной организации «Нацпромэкология» Сергей Добрышкин. Вместе со своими коллегами он ездит по населенным пунктам районов Оренбуржья, отравленных сероводородом».
Представления «эколога» Добрышкина об «активности» весьма криминального свойства, мягко говоря. Но именно эти факты он приводит как пример для подражания журналисту «либерального» издания. До сжигания домов и машин руководителей компании пока дело не дошло, но информационные удары, замешанные на домыслах, наносятся методично и со знанием дела.
Эффективность информационного давления экологических организаций, шантажирующих крупные нефтяные компании, доказали активисты организации «Гринпис». Играя на страхе людей за свою жизнь и социальной зависти к крупным собственникам, активисты-экологи поднимают волну возмущения в СМИ и ставят крупные корпорации перед необходимостью «договариваться».
Но, думается, есть и политическая подоплека в этом скандале. Довольно удачно выбрано время для экологической активности. В области недавно сменился губернатор. Новому и.о. губернатора Оренбургской области Денису Паслеру предстоят выборы во время единого дня голосования в сентябре этого года. «Экологи» могут сильно испортить Паслеру избирательную кампанию. По сути дела, активность «экологов» – это контрпропагандистская кампания против кандидата на выборах от «Единой России». Если Паслер не «отобьется» и единороссы проиграют еще один регион, то власти будет нанесен ощутимы имиджевый удар.
Что касается самой кампании «Сладковско-Заречное», то, похоже, она оказалась разменной монетой в игре с дальним прицелом. «Факты», приводимые в статье, легко опровергаются данными проверок, регулярных замеров, проводимых независимыми лабораториями, комментариями местных жителей. Но как бы ни старались нефтяники заботиться о чистоте окружающей среды, грязная информационная кампания преследует свои цели. Они далеки от заботы о людях. Ставки в этой циничной игре совсем другие…
Москва-Оренбург-Москва
комментарии(0)