На фото Денис Четырбок. Фото пресс-службы Законодательного собрания Санкт-Петербурга
Депутаты петербургского Заксобрания хотят пресечь практику, по которой граждане выигрывают административные дела не с помощью наемных адвокатов, а представителей по доверенности, которые часто не имеют юридического образования. Соответствующий законопроект парламентарии намерены вынести на федеральный уровень.
Часть народных избранников считает, впрочем, что диплом какого-нибудь юридического факультета по нашим временам отнюдь не означает квалифицированной защиты, а предлагаемое ограничение только затрудняет положение граждан, пытающихся в суде найти защиту от несправедливости. Тем не менее большинством голосов решено направить соответствующую поправку в Гражданский кодекс РФ.
Докладывая тему на заседании Заксобрания, депутат Денис Четырбок нарисовал картину всеобъемлющего мошенничества, совершаемого людьми, которые не являются юристами, а работают «поварами, слесарями и инженерами». Сергей Трохманенко из Партии роста возразил: в современной ситуации очень часто оказывается так, что представитель по доверенности в определенной сфере (например, жилищные или налоговые вопросы, вопросы трудового законодательства и т.д.) больше осведомлен, чем адвокат. И если ограничить возможность граждан выбирать себе представителей, это может ударить по ним, к тому же адвокатские услуги стоят дорого.
Яблочник Борис Вишневский убежден, что инициатива направлена прежде всего против защиты в судах общественных интересов. На счету представителей есть множество выигранных дел, они помогают бороться со спорной застройкой, воюют против нарушений на выборах, разбираются в тонкостях законодательства в узко специфических сферах. Оппозиционер полагает, что именно это раздражает партию власти. Некоторые депутаты выступили с репликами о том, что Денис Четырбок печется о благосостоянии многочисленных юристов, которые далеко не всегда (в отличие от тех представителей, которые пользуются авторитетом и доверием) нацелены на результат для клиента.
Вишневский исходит из логики: «Известно, что по закону человек, обращающийся в суд, может обходиться без адвоката. Следующим вашим шагом будет запрет гражданину защищать себя, если он не юрист?» Четырбок парировал аналогией с медициной: человек, если заболел, может лечиться самостоятельно, но лучше для него обратиться к врачу. Пожалуй, пример вышел не совсем удачный: известно, что множество людей предпочитает самолечение не по глупости, а в силу труднодоступности или ненадлежащего качества многих медицинских услуг. «Сейчас юрфаков множество, они открылись даже в технических вузах, диплом – не гарантия квалификации», – сказал «НГ» Борис Вишневский.
Института общественных защитников (в отличие от представителей по доверенности) новшество пока не касается.
В числе остальных вопросов, поднятых на вчерашнем заседании, некоторые эмоции вызвала «топонимическая» тема. Коммунистка Ольга Ходунова считает, что антикоммунистическое переименование некоторых петербургских улиц является русофобией. Оппозиционные депутаты не понимают, какая русофобия может быть в названии Рождественская улица, которому Топонимическая комиссия предложила недавно вернуть имена – вместо прежних, советских. Они не понимают, почему на заседание этой комиссии не пускают журналистов, а также почему парламентариям нельзя принимать решение по топонимике как по вопросу, требующему учета мнения избирателей (сейчас это прерогатива губернатора). Однако депутатское большинство не желает давать такие полномочия городскому парламенту.
Санкт-Петербург