Сотни автовладельцев Владивостока вот уже несколько дней часами стоят в очереди в краевое управление ГИБДД, чтобы получить документы и справки по оценке ущерба для страховых компаний. Время ожидания у большинства – от восьми часов. Из-за прошедшего снегопада в городе произошло 407 ДТП, в которых пострадало больше тысячи автомобилей. Автосервисы города работаю в режиме аврала, принимают повышенное количество заявок на кузовной ремонт, записывают автомобилистов в очередь на две недели вперед.
Очереди из автовладельцев, разбивших свои машины во время непогоды, перемещаются из ГИБДД в страховые компании Владивостока. В Центре урегулирования убытков владивостокского офиса «Росгосстраха» осмотр транспортного средства проходит в этот же день на месте. Автолюбители отмечают, что владельцы старых бумажных полисов получают денежную компенсацию за повреждения, обладателям страховок нового образца приходится ждать решения компании по альтернативе – ремонт или деньги. Многие принесли в Росгосстрах оформленные в тот день европротоколы.
В отделе по урегулированию убытков приморской компании «Дальакфес» также многолюдно. Некоторые пострадавшие рассказывают: чтобы сдать документы, приходится занимать очередь еще до открытия офиса. Прием одного клиента занимает порядка 15-20 минут, очередь продвигается медленно. Сама процедура процесса компенсации длительная, почти до полугода. После подачи документов автовладельца записывают на осмотр и только после вердикта компании авто отправят на ремонт или компенсируют ущерб деньгами.
Сложившаяся ситуация, по мнению первого вице-губернатора края Александра Костенко, требует «закрепить в краевом законодательстве обязанность автомобилистов менять сезонную резину в конкретный срок». Однако закона, обязывающего в конкретный срок «переобуваться», нет даже на федеральном уровне. Правда, подобные требования предусмотрены Техническим регламентом Таможенного союза. Поэтому менять «резину» спешат не все, ведь оштрафовать за шины не по сезону нельзя, и соблюдение этого правила остается на совести водителя. По сообщению пресс-службы администрации края, Александр Костенко обратился с предложением к депутату Заксобрания Приморья Александру Лосю с предложением «внести изменения в краевой закон, обязывающие водителей ставить зимнюю резину не позднее 1 ноября».
Однако у региона не хватает полномочий. В 2016 году проблему пытался решить комитет Госдумы по транспорту и строительству. Группа депутатов разработала законопроект о штрафах за использование автомобильных шин не по сезону. Изменения предполагалось внести в Кодекс об административных правонарушениях в части обеспечения безопасности при эксплуатации транспортных средств. Согласно новым предложениям, автолюбители, которые предпочитают ездить на не соответствующей климатическим условиям резине, должны были расплачиваться за нарушения рублем. Законопроектом были установлены определенные требования к глубине протектора: документом устанавливалось, что если его глубина по состоянию с 1 декабря по 1 марта не соответствовало этим требованиям, то штраф составит 2 тыс. руб. В законопроекте также отмечалось, что штрафовать могут за использование зимней резины с высокой степенью износа. В проекте закона оговаривалось, что каждый регион получает право пересматривать сроки зимнего периода, но только в сторону увеличения.
Член комитета по транспорту и строительству, депутат Госдумы по Владивостокскому округу Сергей Сопчук в свое время поддержал идею этого законопроекта. «Идея хорошая, такой закон есть во многих странах, - сказал парламентарий СМИ. - Российская Федерация большая и имеет разные климатические условия. Поэтому было бы правильно вводить такие ограничения по регионам. Зимой нужно переобуваться, как и летом не ездить на зимней резине. Изменить ситуацию с помощью одной социальной рекламы или уговорами должностных лиц, как показывает практика, не удается. Пропаганда, конечно, тоже нужна, но нужны и меры ответственности. Одними уговорами, к сожалению, много не добьешься. Важно обезопасить ответственных водителей от последствий действий безответственных».
Законопроект не дошел даже до первого чтения, его вернули авторам на доработку. Верховный суд также вынес мнение, отличное от позиции многих региональных парламентов.