Клоуны без боя захватили крейсер революции. Фото Давида Френкеля
В Петербурге в последнее время трудно разобраться, является ли то или иное уличное публичное мероприятие юмористическим или люди выходят с плакатами на полном серьезе. Воскресная акция художников, в том числе из группы «Родина» (не путать с одноименной партией) на революционном крейсере «Аврора» тому свидетельство. Участники акции в нарядах клоунов «захватили» легендарный корабль и распространили сделанные на нем фотографии. Они развернули милитаристские плакаты и заявили о требовании увеличить военный бюджет. Плакаты были «Нам нужны враги», «Не служил – не клоун», «Клоуны на страже традиционных ценностей», «ОНО воюет» и т.д.
Местоимение «оно» – отсылка к другой недавней акции, которую устроили в начале сентября клоуны-профессионалы из «Комик-треста», известного театрального товарищества. Та акция немедленно вызвала гнев и возмущение в соцсетях – мол, нашлись деятели под стать запретителям фильма «Матильда». «Комик-трест» изображал протест против выхода в прокат фильма ужасов «Оно» по роману Стивена Кинга, где главный злодей предстает в образе клоуна. Артисты вышли к Мариинскому дворцу с плакатами «Мы не оно!». Пресс-служба товарищества сделала серьезное заявление о том, что фильм «порочит честь профессии», которое было принято за чистую монету, ибо там говорилось об оскорблении памяти великих циркачей Юрия Никулина, Олега Попова и других.
Мало кто обратил внимание на пародийность фраз вроде «Очернение клоуна – это посягательство на наши культурные и все прочие скрепы, на самое святое, что у нас есть». И тем более на пассажи в посвященных теме интернет-сообществах, например: «Мы, лесорубы Урала, заявляем: такие, с позволения сказать, «художественные» фильмы, как «Пила», «Техасская резня бензопилой» и особенно «Техасская резня бензопилой: Кожаное лицо» порочат честь нашей профессии и оскорбляют чувства дровосеков нашей страны. Они порочат труд выдающихся деятелей пилы и топора, трудовых династий cучкорубов и выкорчевщиков, многих других работников лесоповала. Мы не видели эти фильмы, но считаем, что такая трактовка искажает веками складывавшийся в нашей стране положительный образ дровосека как доброго, умного и честного персонажа (см. произведения А. Волкова, Ш. Перро и др.). Очернение лесоруба – это посягательство на наши культурные и все прочие скрепы, на самое святое, что у нас есть».
Что же касается подхватившей «клоунскую» эстафету арт-группы «Родина», у нее за плечами есть и другие тематические акции. Так, в начале года прошла акция «Передача» – в то время как тысячи горожан митинговали против передачи Церкви Исаакиевского собора, участники перформанса объявили: «Родина» передает в дар РПЦ Гостиный двор, цирк Чинизелли, реку Фонтанку, Большой дом на Литейном, магазин «Росал», Мальцевский рынок, пустоту на месте дома Рогова, ТЮЗ, океанариум, родильный дом Снегирева, кафе «Маяк», 78-й отдел полиции, а также Медного всадника.
Впрочем, иногда в Питере действительно трудно разобраться, где клоунада, где политика, а где речь идет о городских фриках. Особенно со стороны. Так, прогрессивную общественность России приводят в ужас заявления некой верноподданнической группы «Национальный комитет-60», созданной парой отставных депутатов в год юбилея российского президента. Или эскапады депутата Ленобласти Владимира Петрова, который любит шокировать публику, – например, недавно он прославился сообщением о ходатайстве перед римским понтификом о канонизации Матильды Кшесинской.
К слову, в эти же дни вышло «сенсационное» интервью с Константином Севенардом, который якобы является потомком Кшесинской и нашел истинное завещание Николая II. Он также был героем сражений и спас город в августе 1991 года, всячески отстреливаясь от путчистов на Сенной площади, хотя, как известно, в городе в эти дни не прозвучало ни единого выстрела. Севенард – бывший депутат Заксобрания и сын известного партийно-хозяйственного деятеля конца советского и начала постсоветского периода. Истории о родстве с Кшесинской звучали из его уст и в 1990-е годы, являясь предметом для перемывания косточек в околополитических кругах, но тогда они не были орнаментированы столь яркими деталями.
Санкт-Петербург