Фото пресс-службы астраханского отделения партии "Единая Россия"
В Нижнем Поволжье подводят итоги местных избирательных кампаний, состоявшихся 10 сентября. Поражение единороссов на довыборах в Астраханскую городскую Думу и, напротив, их успех на довыборах в Заксобрание Волгоградской области и на местных выборах в Калмыкии эксперты связывают с разными подходами к отбору кандидатов, «фактором губернаторов» и эффективностью использования политических технологий. Уже можно говорить о несовпадающих моделях электорального поведения в регионах Нижнего Поволжья, что связано не только с предпочтениями избирателей, но и качеством работы местных партий власти и оппозиции.
Самый скромный масштаб выборы 10 сентября носили в Калмыкии, где избиратели Лаганского и Сарпинского районов приняли участие в довыборах двух депутатов в районные представительные органы. Своих кандидатов вполне предсказуемо выставили единороссы, коммунисты и сторонники Владимира Жириновского. Лаганцы стали абсолютными чемпионами по явке не только в Калмыкии, но и во всем Нижнем Поволжье – в едином дне голосования здесь приняли участие более 51% избирателей. «За мандат депутата в районе развернулась довольно острая борьба, – рассказали «НГ» в администрации Лаганского муниципального района. – Победил единоросс Владимир Надбитов, за которого проголосовало более 52% избирателей. Однако его главный соперник коммунист Эрдни-Горя Болдырев лишь ненамного уступил победителю, взяв более 47% голосов». В Сарпинском районе депутатом стал кандидат от «Единой России» (ЕР) Алексей Манджиев с результатом 76,7%. Второе место здесь также осталось за выдвиженцем от КПРФ Валентиной Каткаевой, получившей чуть больше 15% голосов.
«По итогам довыборов депутатов в Лаганском и Сарпинском районах в избирательные комиссии не поступило ни одной жалобы», – сообщили «НГ» в республиканском избиркоме.
«Довыборы 10 сентября показали, что ЕР и КПРФ остаются самыми популярными партиями в Калмыкии, – прокомментировал ситуацию политический эксперт Павел Голод. – По сути, в республике сложилась двухпартийная система, которая позволяет единороссам и коммунистам контролировать региональное электоральное пространство. Эта система возникла несколько лет назад в результате компромисса между главой Калмыкии Алексеем Орловым и лидером республиканских коммунистов Николаем Нуровым. В итоге власти республики сегодня имеют возможность контролировать не только лоялистов, но и протестный электорат, который традиционно голосует за КПРФ. Такая стабильность и предсказуемость региональной политической модели, очевидно, вполне устраивает федеральный Центр».
В отличие от Калмыкии, 10 сентября стал черным днем для астраханских единороссов. На дополнительных выборах двух депутатов Астраханской городской Думы в избирательных округах №8 и №11 кандидаты от партии власти потерпели поражение. Причем в 8-м округе поражение выдвиженца от ЕР Александра Тукаева было особенно впечатляющим – он занял лишь третье место, уступив не только независимому самовыдвиженцу Андрею Невлюдову, но и занявшей второе место эсэру Наталье Мельник.
Тяжело переживается в астраханском отделении партии власти и поражение в 11-м округе Ольги Павлюковской, представительницы «Газпрома», которую поддерживала ЕР на выборах 10 сентября. Павлюковская проиграла около десятка голосов кандидату от ЛДПР предпринимателю Сергею Гаврилову, владельцу нескольких управляющих компаний.
«В областном центре ЕР потерпела поражение, прежде всего, потому, что сделала ставку не на тех кандидатов, – считает политический эксперт Александр Алымов. – Политтехнологи партии явно недооценили возможности Андрея Невлюдова привести к избирательным участкам своих сторонников, а также степень влияния Сергея Гаврилова на жителей домов, которые обслуживают его управляющие компании».
По мнению политолога Андрея Миронова, «стремление астраханских единороссов выполнить просьбу естественного монополиста и провести его человека в гордуму, вопреки очевидным настроениям избирателей, привело партию к неудаче»: «Выборы 10 сентября показали, что настроения астраханцев меняются, их интересуют не партийные или корпоративные бренды, а конкретные люди, способные ходить от двери к двери и разговаривать с обывателями на понятном им языке».
Хотя представители астраханских единороссов и пытаются сегодня сохранить лицо, утверждая в публичных комментариях, что их якобы не слишком интересовали выборы в столице региона, однако в это мало кто верит. Тем более, что и в сельских районах региона выборы для ЕР не были сплошным успехом. «Всего 10 сентября в Астраханской области прошло около 20 избирательных кампаний, включая выборы депутатов ряда районных дум и глав сельских поселений, – рассказали «НГ» в областном правительстве. – В частности, состоялись выборы 13 глав муниципальных образований в Володарском, Енотаевском, Икрянинском, Камызякском, Лиманском, Наримановском, Харабалинском и Черноярском районах. От ЕР в них участвовало 11 кандидатов, победили только 7».
Впрочем, по мнению секретаря регионального отделения ЕР Игоря Мартынова, ничего страшного в итогах выборов 10 сентября нет: «Из 57 выборных должностей и депутатских мандатов, которые были представлены в кампании, 43 получили кандидаты «Единой России». При этом партии интересен не только областной центр. Наши выдвиженцы, кстати, не всегда являющиеся членами ЕР, принимали участие в выборах глав небольших сел и поселений, в представительные органы местного самоуправления. Поэтому считаю, что кампания для партии прошла успешно».
Одной из причин слабого выступления астраханских единороссов эксперты называют крайне низкую явку. «В минувшее воскресенье Астрахань показала самую слабую активность избирателей в Нижнем Поволжье, – отметил Андрей Миронов. – По официальным данным облизбиркома, она составила менее 8,5%. В результате доизбранная депутатом Думы Астраханской области в округе №26 единоросс Татьяна Улезко получила чуть более 40% голосов, в абсолютных цифрах это всего лишь 886 голосов. Конечно, говорить в таких условиях о всенародной поддержке партии власти в регионе не приходится».
На астраханском фоне единый день голосования 10 сентября в Волгоградской области выглядит довольно впечатляющим. В минувшие выходные жители региона выбирали двух депутатов Волгоградской областной Думы, 46 глав сельских поселений и 267 депутатов органов местного самоуправления. По данным областного избикома, явка на местных выборах составила 38,6%, что, по мнению наблюдателей, стало одной из причин успеха местных единороссов.
Так, на важных для региона выборах депутатов Михайловской городской Думы по единому избирательному округу большинство голосов получила партия власти, набрав почти 65%. Лидерами в одномандатных округах также стали кандидаты «Единой России», а в одном округе – самовыдвиженец. На выборах глав сельских поселений симпатии избирателей также достались единороссам, которые в итоге получили 41 мандат (еще 4 мандата взяли самовыдвиженцы, и один – эсэры). На выборах депутатов представительных органов сельских поселений 212 мандатов получили кандидаты от ЕР, по 10 представители КПРФ и «Справедливой России», 8 – кандидаты от ЛДПР. Еще семь мандатов достались самовыдвиженцам.
Партия власти выиграла также обе кампании по довыборам депутатов в Заксобрание области: кандидат от ЕР в Дзержинском одномандатном избирательном округе директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин взял почти 64% голосов, опередив более чем на 40% «серебряного медалиста» кандидата от КПРФ Евгения Олейникова. В Среднеахтубинском избирательном округе, где за депутатский значок боролись пять кандидатов, также победил единоросс Михаил Струк, получив почти 67% голосов.
«Успех волгоградских единороссов связан прежде всего с грамотным подбором кандидатов, – считает политолог Александр Стризое. – Например, тот же директор Мамаева кургана Алексей Васин пользуется доверием у волгоградцев, против него оппозиции было очень трудно выставить сопоставимую по популярности фигуру. Еще одна важная особенность этих выборов – ставка единороссов не столько на админресурс, сколько на политтехнологии. В той же Михайловке еще в начале лета ЕР имела только 40-процентный рейтинг. Переломили ситуацию технологические приемы, активные коммуникации с избирателями. В результате оппозиция, которая изначально имела неплохие шансы на михайловских выборах, потерпела поражение».
Политический эксперт Сергей Кротов считает, что во всех регионах Нижнего Поволжья на выборах 10 сентября важную роль сыграл «губернаторский фактор»: «Разумеется, главы регионов разными способами поддерживали единороссов. В этом смысле, итоги голосования – это еще и своего рода референдум о доверии губернаторам, а также тестирование внутриполитического блока региональных администраций накануне президентских выборов. И далеко не везде это тестирование оказалось успешным».
По мнению политолога Виталия Арькова, «по итогам выборов 10 сентября можно вести речь о несовпадающих электоральных и политических моделях в регионах Нижнего Поволжья»: «В Калмыкии политическая система жестко зафиксирована двухпартийной моделью доминирования ЕР и КПРФ и консенсусом элит. Она не имеет серьезных вызовов и поэтому может позволить себе придерживаться традиционных электоральных практик. Волгоградская политическая система пытается реагировать на изменения в общественных настроениях, делая ставку на ротацию и персональное обновление элит, на мягкие технологии управления общественным мнением. Этот процесс протекает под жестким контролем губернатора и его внутриполитического блока, а также при наличии крайне слабой и неэффективной оппозиции. Астраханская региональная политическая система вступила в период нарастающей нестабильности. Очевидно, это связано с наличием в регионе сильной местной оппозиции, конфликтом интересов различных групп влияния (прежде всего, в областном центре), а также неэффективной работой внутриполитического блока в команде губернатора. Разумеется, пока о потере контроля над политическими процессами в регионе речь не идет, однако есть высокая вероятность того, что на следующих выборах депутатов Астраханской городской Думы оппозиционные силы смогут одержать серьезную электоральную победу. И этот успех может привести к демонтажу нынешней региональной системы».
Волгоград