Фото сайта www.visit-petersburg.ru
Производственный корпус петербургского завода «Вулкан» исключен рабочей группой городского Совета по сохранению культурного наследия из списка объектов культурного наследия. Между тем на корпусе «Вулкана» висит мемориальная доска – здесь в 1955 году проходил практику студент Саратовского индустриального техникума Юрий Гагарин. Это единственное место в Петербурге, связанное с докосмической биографией первого космонавта Земли.
30 августа у Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), где заседала рабочая группа, проходил пикет градозащитной организации «Живой город». Несколько месяцев назад историко-культурная экспертиза рекомендовала лишить Производственный корпус завода «Вулкан» на Новоладожской ул., 4, корпус 1, лит. П. охранного статуса. Утверждение таких решений обычно занимает годы. Градозащитники в тревоге: объект находится прямо через реку от только что снесенного другого исторического здания, на Ремесленной, 3 (в связи с прокладкой новой дороги). Этот снос вызвал скандал: защитники архитектуры говорят, что дата строительства здания, указанная в документах – 1920 год – противоречит истине и сфальсифицирована: фотографии и архивные данные указывают на то, что оно дореволюционное. Планы касательно «Вулкана» пока неизвестны, но координатор «Живого города» Юлия Минутина-Лобанова считает: «Интенсивное строительство поблизости тревожит, лишение охранного статуса делает здание уязвимым».
Комплекс «Вулкана» снесен почти весь, и теперь, по мнению властей, нужно доказать, что Гагарин бывал во время практики именно в здании на Новоладожской, тогда это будет историко-мемориальный объект. Позиция же общественности иная – это в любом случае такой объект: сам завод – часть биографии Гагарина. А еще это символ связи времен – от керосинового двигателя до космоса.
Сначала там была ситценабивная фабрика. Затем построили завод по изготовлению керосиновых двигателей фирмы Яковлева (одного из конструкторов первого русского серийного автомобиля). В 1912 году завод получил имя «Вулкан». После национализации 1918 года он надолго встал и заработал в конце 1920-х под именем «Ленинградский медно-котельный, литейный и механический завод «Вулкан».
Будущий космонавт проходил здесь преддипломную практику в качестве формовщика-литейщика и начальника участка. Уже после полета в космос он не раз побывал в Ленинграде, в том числе и на «Вулкане». Поэтому против снятия охранного статуса с остатков «Вулкана» уже выступили Александр Железняков, академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Виталий Лебедев, председатель секции истории авиации и космонавтики СПб филиала Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН, Олег Мухин, вице-президент Северо-Западной организации Федерации космонавтики России.
В качестве выявленного памятника культурного наследия здание пребывало с 2001 года как один из образцов промышленной «краснокирпичной архитектуры» конца XIX – начала XX веков, которую специалисты считают уникальной, но она уже не первый год уничтожается объект за объектом. Практически вся знаменитая ленинградская промышленность ведет свою историю с этих корпусов, а современный опыт соседей-финнов доказывает, как привлекательно выглядит сходная застройка, когда бывшим заводским корпусам вместе с реставрацией придаются новые функции – отелей, публичных зданий и т.д. При этом эти строения удобны в плане решения вопросов интерьера (в отличие от дворцов или аристократических особняков с их лепниной и мрамором, здесь больше возможностей для современных перепланировок).
Доказать, что Юрий Гагарин бывал в спорном корпусе, нужно за две недели. «Но мы уже, увы, утратили несколько зданий завода, – сказала «НГ» Юлия Минутина, – и только это осталось как память. По свидетельствам бывших работников завода (да и эксперты это говорят), в 1950-е тут было административное помещение, заводоуправление». Любой, кому случалось проходить практику на советском заводе, знает, что приезжий практикант не мог миновать этой инстанции: перед тем, как пойти в цех, ему надо было пройти оформление, получить бумажки на общежитие, питание, спецодежду, а по окончании практики – характеристику и другие документы. Не мог миновать этих процедур и будущий космонавт.
Санкт-Петербург