Постановление о ликвидации питерского гайд-парка на Марсовом поле, подписанное губернатором Георгием Полтавченко, было опубликовано в понедельник, и первые результаты запрета не замедлили себя ждать. Во вторник были задержаны двое молодых людей из движения «Весна», которые в парке у Смольного развернули баннер с надписью «Теперь гайд-парк будет здесь» и зажгли файеры. Позиция все без исключения протестных групп города – от умеренных до радикальных – единодушна: если власти из перечня мест, где разрешено проведение массовых мерприятий без согласования, исключают единственную площадку в центре города, значит, не стоит утруждать себя этими согласованиями вообще, а проводить митинги без них.
Мотивация объяснялась властями и прежде – на Марсовом поле находится мемориал Жертв революции, и митинги нарушают их вечный покой. Впрочем, этот покой, по мнению властей, не нарушают ни празднества в честь Дня ВДВ, ни различные культмассовые мероприятия – от масленичных гуляний до спортивных состязаний. Более того, по сложившейся практике последних лет, едва какая-нибудь протестная группа подавала заявку на митинг, власти все равно отказывали: оказывалось, что очередное гулянье по странному совпадению как раз только что запланировали именно в этот день и в это время. Тем не менее два многотысячных митинга сторонников Алексея Навального, а также перед этим – защитников музея «Исаакиевский собор» состоялись, несмотря на запреты.
«Городские власти уже давно проводят политику, направленную на ограничение права граждан на свободу собраний. Постоянные отказы в проведении общественных и политических мероприятий в центре города долгое время были направлены на выдавливание неравнодушных граждан сначала в сам гайд-парк, а теперь уже и полностью из центра», – считают в движении «Весна».
Гражданский активист Александр Шуршев, работающий в питерском Transparency International, считает, что по большому счету ничего не изменилось после запрета. Он сказал «НГ»: «Более того, когда принимался городской закон, оппозиция как раз выступала против того, чтобы митинги загоняли на Марсово поле, в том числе и потому, что это сейчас мемориал. А право проводить мероприятия без согласования в довольно ограниченном формате все равно не соблюдалось. Но в Южно-Приморский парк я с удовольствием пойду на прогулку, а не на митинг. Все равно акции будут проводиться в центре города, подаваться заявки на различные площади, которые по закону не запрещены для согласованных митингов. Не будет согласований – люди будут протестовать без согласований». То же мнение высказал и депутат Заксобрания от Партии роста Максим Резник, но в более резкой форме: «Это глупое и трусливое поведение. Они думают, что если сбить температуру на градуснике, больной выздоровеет, а если запретить гайд-парк в центре, исчезнут протестные настроения. Кроме того, мы видим полное лицемерие – мероприятия «Единой России» и разные крестные ходы проводятся везде, где запрещено собираться тем, кто находится в оппозиции к власти. А если правила вводят – они должны быть для всех, это касается и Марсова поля, и Дворцовой площади».
Как сообщают СМИ, губернатор пошел навстречу пожеланиям неких муниципалов и общественников, которые считают некорректным проведение митингов рядом с захоронением революционеров. Сейчас в перечне гайд-парков остались Удельный, Полюстровский, Южно-Приморский парки и сад 30-летия Октября. Все они находятся на отдалении от центра Петербурга.
Санкт-Петербург