Две столицы Нижнего Поволжья – Волгоград и Астрахань – проводят муниципальную реформу. Волгоградцы делают ставку на усиление самостоятельности и расширение полномочий районных администраций областного центра. Астраханцы, напротив, задумываются о ликвидации администраций районов и превращении их в филиалы мэрии. Общей проблемой для двух городов эксперты называют поиск честных и эффективных чиновников.
«В Волгограде начался процесс возвращения полномочий районным администрациям областного центра, – рассказали «НГ» источники в мэрии. – Начиная с 2010 года горадминистрация постепенно забирала ресурсы и полномочия у райадминистраций, концентрируя их в своих руках. Теперь концепция меняется».
По словам источников «НГ» в гордуме, «депутаты принципиально приняли решение о передаче полномочий райадминистрациям еще около года назад»: «Тогда проект решения внесла горадминистрация, очевидно, после консультаций с губернатором региона Андреем Бочаровым. Теперь идет реализация этой стратегии, в рамках которой и происходит передача функционала».
Заместитель главы Волгограда Алексей Волоцков в разговоре с «НГ» подтвердил, что «районные администрации сейчас получают новые полномочия и большую самостоятельность»: «В районы уже переданы полномочия по принятию решений в сфере благоустройства и архитектуры. Частично переданы функции регулирования имущественных и земельных вопросов. На мой взгляд, райадминистрациям имеет смысл отдать и полномочия в дорожной сфере».
Волоцков подчеркнул, что «передача полномочий предполагает и выделение соответствующих бюджетных средств»: «Все это позволяет городским властям оперативнее, уже на районном уровне, решать многие проблемы. Численность населения районов Волгограда составляет от 150 тыс. человек и выше. В таких условиях излишняя централизация просто вредит делу».
В Астрахани дискуссия о реформе городского управления в самом разгаре. Еще в июле сити-менеджер областного центра Олег Полумордвинов подписал постановление о ликвидации администраций всех четырех районов города – Советского, Ленинского, Трусовского и Кировского. По мнению Полумордвинова, это позволит сократить бюджетные расходы на чиновничий аппарат и оптимизировать систему управления Астраханью.
«Столь серьезное решение глава горадминистрации принял без согласия городских депутатов, – рассказал «НГ» источник в городском собрании Астрахани. – Поэтому глава города Алена Губанова выступила с публичной критикой Полумордвинова. Кроме того, прокуратура опротестовала решение в суде, так как сити-менеджер фактически превысил свои полномочия. Вскоре появились слухи о скором начале информационной войны между мэрией и депутатами, а в Интернете – призывы к отставке сити-менеджера».
«Компромисс в споре нашел губернатор области Александр Жилкин, – пояснил «НГ» политический эксперт Александр Алымов. – Несколько дней назад он предложил сохранить администрации районов города как самостоятельных юридических лиц, но при этом провести их финансовую и организационную оптимизацию – сократить ненужные отделы, дублирующие друг друга, уволить лишних чиновников».
Хотя окончательного решения по вопросу реформирования системы управления областным центром пока не принято, Алымов не сомневается, что все стороны конфликта примут предложение Жилкина: «Чиновничий штат в городе на самом деле раздут, сокращения нужны. Прежние мэры Астрахани Боженов и Столяров этим вопросом не занимались. А то, что городские депутаты и сити-менеджер поспорили между собой, то это нормальная демократическая процедура».
«Каждая модель муниципального управления должна учитывать конкретные особенности, – прокомментировал ситуацию политолог Александр Стризое. – Астрахань – это город, который хотя формально и считается крупным, однако мегаполисом не является. В нем проживает около 500 тыс. человек, это относительно небольшой и компактный город. В такой ситуации, на мой взгляд, целесообразно сосредоточить все ресурсы и полномочия в руках мэрии, тем более при дефиците бюджетных ресурсов. В этом случае мэрия будет выходить со своими административными инициативами не на районные администрации, а на конкретные городские сообщества».
По словам Стризое, «Волгоград представляет собой совсем другой случай»: «Это большой по численности – около 1 млн жителей – и растянутый почти на 100 км мегаполис. Фактически город состоит из восьми отдельных районов, нанизанных на транспортные магистрали. Здесь как раз эффективной будет модель управления с упором на районные администрации. Важно только, чтобы транзит полномочий от мэрии областного центра в райадминистрации дополнялась реальной передачей финансовых ресурсов».
«Общей проблема и для Волгограда, и для Астрахани будет оставаться подбор кадров, – считает Стризое. – Найти профессиональных и честных чиновников становится все труднее в любом регионе и для любой модели управления».
Волгоград