Чтобы попасть в метро, требовалось провести в очереди больше времени, чем обычно. Фото из группы «ДТП и ЧП СПб» в «ВКонтакте»
До конца недели в Петербурге продлен эксперимент по тотальному досмотру всех входящих пассажиров на четырех станциях метро – «Электросила», «Крестовский остров», «Звенигородская» и «Спасская». Утром в среду руководство метрополитена сообщало о продлении всего лишь на день, а первоначально эксперимент планировался на 23–25 июля. Очереди перед вестибюлями занимают по времени от 20 минут до часа.
Если на «Звенигородской» и «Спасской» у пассажиров есть альтернатива – пойти в первом случае на «Пушкинскую», а во втором – на «Садовую» или «Сенную площадь», а там на пересадку, то от «Электросилы» до ближайших «Московских ворот» или «Парка Победы» несколько автобусных остановок. По этой причине 24 и 25 июля многие пользующиеся этой станцией опоздали на работу либо на нужные встречи. Из-за медленности досмотра все станции закрывались время от времени «по техническим причинам».
Пресс-служба метрополитена объяснила журналистам: «Мы должны проверять аналогичным образом все станции. Требования транспортной безопасности распространяются на все метро. Но, понимая, что все станции не смогут принять досмотр, были выбраны те станции, где пассажиропоток не такой большой и есть смежные вестибюли. Это сделано, чтобы отработать методологию проведения проверок».
После теракта 3 апреля на станции «Технологический институт», унесшем человеческие жизни, не проходит дня без сообщений о закрытии на час-другой той или иной станции метро – из-за обнаружения бесхозного предмета или просто на плановую проверку. Петербуржцы относятся к этому с пониманием. Однако проходящий сейчас эксперимент вызывает критические оценки. Читатель одного из СМИ, например, комментирует: «Они городят массовое скопление людей перед станциями. Это как организовать тотальный досмотр в бомбоубежище, когда бомбардировщики уже на подлете».
В Facebook появился рассказ: «Расскажу вам увлекательную историю о том, как у нас тотальный досмотр в метро ввели. Ввели его на станции «Звенигородская», и выглядит это так. Для начала при приходе на станцию я обнаружил, что она закрыта «по техническим причинам». Это потому, что досмотр не справляется. А не справляется он потому, что ты зашел, на тебя заорал металлоискатель, тебя перенаправляют в угол станции на ленту досмотра. Лента досмотра, за которой сидит скучающий сотрудник метро, катает твою сумку вперед-назад со скоростью ленивой черепахи, ты ждешь, очередь за тобой копится. Если у тебя что-то железное в карманах, тебе нужно выложить это на стол в углу, потом вернуться к рамкам и снова пройти. Никаких объяснений происходящему не дается, инструкций о том, что тебе в карманах можно, а что нельзя, тоже не дается. В итоге на станцию проходят два человека в минуту, результаты эксперимента поражают релевантностью и полезностью. Перенести ленту досмотра ко входу, поставить столик для телефона рядом с рамками, повесить объявление на дверь? Не, не слышали». Автор поста делает вывод: «Хотите досмотр как в аэропорту? Поставьте персонал как в аэропорту».
В соцсетях и среди некоторых журналистов помимо обычной критики «бардака» есть и версия своего рода «итальянской забастовки». Так, один портал пишет: «Действия ГУПа связаны с многочисленными проверками прокуратуры и Ространснадзора, которые выявили ненадлежащий уровень обеспечения транспортной безопасности на объектах метрополитена в Северной столице. Теперь же Петербургский метрополитен решился наглядно показать, почему в вестибюлях не производится тотальный досмотр пассажиров. Именно для этого было решено временно «пожертвовать» несколькими станциями». Считается, что на этих станциях не очень большой пассажиропоток, поэтому ничего страшного не происходит.
Санкт-Петербург