Пока большинство вузовского профессорско-преподавательского состава Петербурга в отпуске, а оставшиеся заняты вступительными экзаменами и приемными комиссиями, в высшем командном составе университетов и институтов произошло важное мероприятие. Два разных совета ректоров слились в один. На совместном заседании 50 ректоров проголосовали «за», один воздержался. Заседание проходило 19 июля в Университете промышленных технологий и дизайна. Его ректор Алексей Демидов и возглавил объединенный совет.
Совет ректоров вузов Петербурга просуществовал 45 лет. До 19 июля его председателем был почетный гражданин города ректор Университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев. Вторая структура называется Советом ректоров Санкт-Петербурга и Ленинградской области и возникла в июне. Ее председателем стал как раз Демидов. Появление дублирующей структуры в печати было названо «расколом среди питерских ректоров». Но все закончилось хорошо, Васильев получает почетное звание президента нового совета. В президиуме теперь семь ректоров госвузов, один «частный» ректор и один «военный». Всего в новом совете 20 ректоров, включая руководителя Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ) Николая Кропачева.
Недолгий раскол вызвал к жизни много версий о подковерных политических играх. Кроме того, год начался внутриректорским скандалом – частью большого скандала вокруг Исаакия. Было письмо от имени ректоров губернатору с просьбой побыстрее передать Исаакий РПЦ. Через пару дней часть вузовских руководителей заявили, что письма не подписывали. Считается, что инициатором послания тоже был ректор, довольно известный, хоть и побыл им недолго. Речь о Василии Кичеджи, до 2014 года вице-губернаторе Петербурга по культуре. В 2015 году он стал ректором Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица (в прошлом Мухинского училища). Кичеджи был уволен в марте 2017 года и заявил, что к этому приложил руку лично губернатор Георгий Полтавченко. Уже без него совет ректоров выдвинул в почетные граждане Петербурга патриарха Кирилла, что вызвало негативную реакцию части общества.
Председатель комиссии Заксобрания по образованию, культуре и науке, депутат от Партии роста Максим Резник сказал «НГ»: «Ректор в вузе сейчас – не представитель академического, преподавательского, студенческого сообщества, которым является университет. Во что, например, превратился СПбГУ – там в худшие времена было больше свобод, чем сейчас. Ректоры встроены в вертикаль власти. Совет вел себя позорно. Это не только про Исаакий – чего стоит предложение этого совета пару лет назад ввести посты проректоров по идеологии. А выборы ректоров, где они есть, – фикция: все равно что выборы губернатора в Петербурге без допуска Оксаны Дмитриевой, а в Екатеринбурге – без Евгения Ройзмана».
Что случилось – до сих пор гадают, но в начале лета 19 ректоров создали новый совет. Они встретились в Горном университете, который возглавляет еще один влиятельный ректор – Владимир Литвиненко. С его именем связано немало скандальных публикаций – от темы госзакупок до давней ссоры с дочерью Ольгой (в прошлом депутатом Заксобрания от «Справедливой России», а на днях попросившейся в «Открытую Россию» Михаила Ходорковского).
В июньский совет вошли только руководители госвузов. География охвата расширилась за счет областного Ленинградского госуниверситета им. Пушкина (там ректор – Станислав Еремеев, лет 10 назад известный больше в качестве главы питерского отделения «Союза правых сил»). Еремеев так объяснял СМИ: «Государственные вузы имеют общие интересы: формирование госзаказа, вопросы содержания зданий, общежития, общественный транспорт», а в «васильевском» совете есть частники с другими интересами.
Тем не менее не прошло и двух месяцев, как советы благополучно слились в один, где нашлись звания и для Демидова, и для Васильева, а также квота для «частников». И даже резкий в высказываниях Максим Резник считает, что «это неплохо, два таких совета – полная глупость».
Санкт-Петербург