Фото пресс-службы Законодательного собрания Санкт-Петербурга
На последнем июньском заседании депутаты питерского Заксобрания проявили чудеса оперативности. Они без дискуссий утвердили Генплан в третьем чтении, обсудили опасности для блуждающих в лесах грибников и вред баров для подростков, а также внесли в повестку дня вопрос о целых трех референдумах. В числе последних оказался и референдум по статусу Исаакиевского собора, который до сих пор упорно отказывались обсуждать.
Все три заявки о референдумах поддержаны не были. Речь шла помимо статуса Исаакиевского собора (религиозного или музейного) о двух вопросах. Первый звучал так: «Считаете ли вы необходимым отозвать депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга шестого созыва Амосова Михаила Ивановича, Вишневского Бориса Лазаревича, Дмитриеву Оксану Генриховну, Ковалева Алексея Анатольевича, Резника Максима Львовича, Трохманенко Сергея Владимировича?» Второй вопрос был сформулирован так: «Считаете ли вы необходимым обязать граждан, использующих сеть Интернет на территории Санкт-Петербурга, удостоверять свою личность при использовании сети Интернет в порядке, предусмотренном законом Санкт-Петербурга?» То есть, говоря коротко, об отзыве оппозиционных депутатов и о запрете анонимности в Интернете.
Депутатское большинство решило обсуждать возможность проведения народного голосования под самый занавес заседания, уже после Генплана и грибников. В начале месяца к городскому закону о референдумах (такой закон есть, а вот самих плебисцитов в Петербурге еще не удавалось провести никому) были приняты ужесточающие поправки. Так, в инициативной группе, которая хочет вынести вопрос на всенародное обсуждение, должно быть не менее 300 человек (а не 20, как прежде). Единороссы объясняли, что это поможет избежать манипуляций, поскольку 20 человек могут преследовать «политические цели по личным мотивам» – так выразился автор поправок, депутат от «Единой России» (ЕР) Денис Четырбок.
Впрочем, и по прежнему закону Заксобрание отклоняло рассмотрение заявки по Исаакиевскому собору, так что представители оппозиции даже подали в суд из-за парламентского бездействия. В этот раз вопрос был все-таки внесен в повестку, и большинство проголосовало «против». Спикер Вячеслав Макаров объяснил: «Есть такое понятие, как объективная истина, в юриспруденции. В инициативной группе все выступающие. Поэтому все, что здесь говорилось, предвзято и политизировано». А вышеупомянутый Четырбок сказал, что на уровне региона такие вопросы не решаются.
Когда стали обсуждать две другие заявки, депутаты занялись конспирологией. Юридическая служба Заксобрания дала заключение о несоответствии вопросов федеральному и городскому законодательству. Глава фракции ЕР Александр Тетердинко где-то услышал слух, что все это придумал в качестве фейка оппозиционер, депутат от Партии роста Максим Резник. Яблочник Борис Вишневский обвинил в фейке самих единороссов, добавив: «Вы даже фейк не можете сделать по-человечески, плохо работаете со списками избирателей». Дело в том, что еще раньше выяснилось: некоторые люди в составе инициативной группы, желающей отозвать «неправильных» депутатов, понятия не имеют, что они входят в такую группу.
Оппозиция обещает вернуться к теме референдума по собору и собрать нужных 300 человек. А пока Заксобрание ушло на каникулы, которые продлятся два с половиной месяца.
Санкт-Петербург