К аэропорту придется проложить 40 км железнодорожных путей. Фото с сайта www.newslab.ru
Президент Владимир Путин подписал на этой неделе перечень поручений по итогам совещания по подготовке к Универсиаде-2019, которое глава государства провел в Красноярске 1 марта. Путин, в частности, поручил правительству РФ совместно с региональной властью и ОАО «РЖД» до 28 апреля «рассмотреть вопрос о целесообразности строительства железнодорожной ветки к международному аэропорту Емельяново».
О целесообразности этой идеи на берегах Енисея спорят уже второй месяц. Еще на совещании министр транспорта РФ Максим Соколов отметил, что проект вряд ли будет окупаемым. «Тех 2 млн пассажиров в год, которые сегодня есть у аэропорта Красноярска, будет недостаточно для эксплуатации такой протяженной ветки, потому что аэропорт расположен достаточно далеко», – сказал чиновник.
Президент в ответ заметил министру, что показатель окупаемости не должен быть на первом месте при анализе целесообразности таких проектов. В качестве удачных примеров запуска аэроэкспрессов Путин привел Сочи и Владивосток. «Это все-таки миллионный город в самом центре страны, в центре Сибири. Это всегда будет востребовано. Когда будет инфраструктура, тогда и люди появятся. Поэтому вы исходите из того, что это в целом надо сделать. Но, конечно, с минимальными затратами и с наибольшим эффектом», – подчеркнул Владимир Путин.
Но и губернатор Виктор Толоконский также сомневается, что красноярцы в ближайшее время смогут добираться в аэропорт железнодорожным транспортом. «Думаю, что эту идею президент обсуждал на встрече с главой РУСАЛа Олегом Дерипаской. Международный аэропорт предполагает наличие рельсового транспорта. Будет поручение главы государства, и мы с компанией «РЖД» будет обсуждать проектное задание. Острой необходимости сегодня его делать нет. Поэтому это не будет привязываться к проведению Универсиады», – заявил глава региона в одном из интервью.
Намного оптимистичнее на перспективы этого мегапроекта смотрит спикер Заксобрания Александр Усс. «Эта идея может стать мостом в будущее и самым важным для города проектом за последние 30 лет. Если этот проект будет реализован, то Красноярск станет столичным сибирским городом в подкрепление социальной инфраструктуры, которую мы получим за счет Универсиады, – считает председатель краевого парламента. – Поэтому нельзя смотреть на железнодорожную ветку с позиции мелких лавочников. Это масштабный федеральный проект, который обеспечит толчок в развитии Сибири».
Сегодня воздушные ворота края находятся на стадии масштабной реконструкции, которую осуществляют структуры, входящую в империю бизнесмена Олега Дерипаски. Контрольный пакет акций (51%) находится в собственности «ЭРА групп», чей совет директоров возглавляет Александр Усс. Еще 49% находится в собственности края. Во время совещания Соколов предложил продать этот пакет для финансирования мегапроекта.
Явную заинтересованность в этом проекте проявляет ОАО «РЖД». На днях был завершен опрос горожан на эту тему. 90% принявших участие в опросе красноярцев высказались за строительство железнодорожной ветки до аэропорта Емельяново. По предварительным расчетам, «электричка» будет идти от аэропорта до Красноярска 50 минут, а стоимость билета может составить всего 140 руб. Правда, никто пока не называет цифру, в которую может обойтись строительство 40 км железной дороги и создание соответствующей инфраструктуры.
Наблюдатели уверены, что с учетом заинтересованности крупных игроков в этом мегапроекте шансы на его осуществление довольно высоки. «Для РЖД и структур Олега Дерипаски президентская инициатива выглядит очень заманчивой, – отмечает политолог Дмитрий Золотухин. – Но этот проект может быть осуществлен только на принципах частно-государственного партнерства. В одиночку его не потянут ни государство, ни крупные финансово-промышленные группы, работающие на территории края».
Красноярск