В Екатеринбурге продолжается суд над ловцом покемонов в Храме-на-Крови Русланом Соколовским. Вчера в качестве свидетеля со стороны защиты заслушали председателя гордумы Евгения Ройзмана. Глава областного центра считает, что эта история не красит никого и ее надо побыстрее заканчивать.
Руслана Соколовского, как уже сообщала «НГ» (см. номер от 14.03.17), судят за оскорбление чувств верующих, разжигание социальной розни и незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (в его съемной квартире нашли ручку с вмонтированной в нее видеокамерой). Основанием для первого обвинения послужили выложенные Соколовским ролики в Интернете, которые одним из первых увидел настоятель храма Большой Златоуст Виктор Явич и доложил митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу (Наконечному). Будучи советником митрополита по юридическим вопросам, Явич посоветовал ему начать уголовное преследование блогера.
Священник Явич, окончивший следственно-криминалистический факультет и некогда работавший заместителем генерального директора Уралмашзавода, считает, что Соколовский, наложив нецензурную брань на пение молитвы «Святый Боже», сознательно издевается над верующими. По мнению настоятеля храма, выкладывать в Интернет такие ролики нельзя, как нельзя и говорить про любого человека те слова, что блогер произнес в отношении патриарха Московского Кирилла. «Тот, кто не оскорбляется, просматривая ролики Соколовского, является моральным уродом», – полагает Явич.
Евгений Ройзман в своем выступлении отметил, что можно и не слушать брань блогера: достаточно перейти на другой сайт или выключить компьютер. Глава Екатеринбурга согласился с тем, что даже в свободном Интернете говорить так, как Соколовский, нельзя, но разжигание социальной розни все же выглядит иначе. Ройзман признал, что блогер своим эпатажем привлек к себе поклонников, но то, о чем он сказал, озвучивали много раз, в том числе на федеральных каналах, только лексика была другой. «Если бы Соколовский проговорил все литературным русским языком, это было бы в 100 раз мощнее. А так это все осталось на уровне юношеского нигилизма с элементами невежества. Я понял, что Соколовский просто незрелый человек и не понимает, что он делает. Есть вещи, которые нельзя трогать, но это вопрос воспитания», – полагает Ройзман.
Глава Екатеринбурга напомнил, что Пушкин в 22 года написал «Гавриилиаду» (пародийная поэма, обыгрывающая один из сюжетов Евангелия), а это в 100 раз жестче, чем то, что сделал Соколовский. Потом великий поэт раскаялся, и ему было стыдно за содеянное всю оставшуюся жизнь, а Соколовский, убежден Ройзман, рано или поздно будет вынужден прийти к тому же самому. Градоначальник считает, что история с осуждением блогера не красит вообще никого: в первую очередь Соколовского, потом – Церковь с ее 2000-летней историей: «Где она и где Соколовский? Это разные величины. Моське лаять на слона можно, а слону гоняться за Моськой некрасиво», – пояснил он свою позицию. Ройзман опасается, что вынесенный обвинительный приговор по делу ловца покемонов может потом зажить самостоятельной жизнью и подобные решения будут в дальнейшем выносить уже без консультаций с политиками.
Екатеринбургского мэра поддержал другой свидетель – священник Сергей Смирнов. По его мнению, религиозные чувства, как и любые иные, оскорбить невозможно – их можно лишь разбудить, спровоцировать или убить. Негативные же высказывания о Церкви допускал и сам Христос, которому не нравились заполонившие ее фарисеи и лицемеры. Ненависть может возникнуть лишь у тех, у кого она изначально была: «Чем сосуд заполнен, то из него и выплескивается», – сказал священник.
Екатеринбург