Фото с официального сайта Законодательного собрания Санкт-Петербурга
Уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов вчера впервые выступил перед нынешним составом Заксобрания, представив ежегодный отчет. Документ был проиллюстрирован городскими граффити и занял несколько сотен страниц. По словам Шишлова, его аппарат, констатируя проблемы со свободой собраний и свободой слова, уделяет при этом серьезное внимание соблюдению иных базовых прав граждан, например, в социальной сфере.
Число обращений к омбудсмену в 2016 году возросло. Жалобы социального плана касаются в основном жилищных вопросов, а также медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения. По теперешним временам довольно остро стоит вопрос с реализацией права на труд, а также на его оплату: долги по зарплате не уменьшаются, при этом данные от различных госструктур разнятся и поэтому являют собой не вполне объективную картину. Никуда не уходит проблема дискриминации по национальному, гендерному, иным признакам – такого рода обращений тоже хватает.
В прошлом году были выборы, и, как констатирует Шишлов, «общественного доверия к институту выборов вернуть не удалось». Причину этого он видит в использовании административного ресурса. В разных районах города представителям различных политических сил создавались искусственные препятствия, не согласовывались встречи с избирателями, уличные пикеты: «Одному из кандидатов Центрального района посоветовали организовывать митинг в Удельном парке, это абсурд» (парк находится в десятках километров от Центрального района. – «НГ»). В городе замечается отчуждение общества от государства, считает Шишлов.
Многие проблемы связаны с федеральным законодательством, но есть такие, которые можно решить на городском уровне. Например, проблема фактических запретов на митинги и иные уличные акции со стороны городского комитета по законности и правопорядку: «Отказы в согласовании под надуманными предлогами означают, что власть самоустраняется от содействия гражданам в реализации их конституционного права на свободу собраний. Этот вопрос нужно решать».
Омбудсмен предложил устроить парламентские слушания по этой теме. Например, давно назрела необходимость размещать на специальном сайте информацию, кто, в какое время, на какие площадки подает уведомление о проведении митинга. Дело в том, что на митинг нужно подавать заявку за 15 дней до проведения. Различные культурные, спортивные и развлекательные массовые мероприятия имеют другие сроки. В итоге получается так: специально предназначенное городским законом под Гайд-парк Марсово поле, стоит подать заявку на политический митинг, оказывается занято концертами и состязаниями, которые в реальности либо не проводятся вовсе, либо не являются массовыми.
Доклад был посвящен прошлому году, но во время вопросов и ответов не могла не прозвучать тема последних городских протестных акций 18 и 26 марта. Депутат от Партии роста Максим Резник напомнил, что перед градозащитным митингом 18 марта «Марсово поле было занято под фейковое мероприятие, хотя мы подали заявку первыми. Поведение комитета по беззакониям и беспорядкам лживое. А что касается 26 марта – поведение Смольного поставило акцию на грань непредсказуемости. Что делать?» На это Шишлов предложил все-таки не называть госструктуру (комитет по законности и правопорядку) правильно, потому что все участники диалога должны быть корректны, повторил предложения о парламентских слушаниях и информации онлайн о заявках на мероприятия, а также о корректировке городского закона.
Спикер Вячеслав Макаров объявил Резнику замечание за обидные слова в адрес комитета. На вопрос яблочника Бориса Вишневского по задержаниям 26 марта на площади Восстания Шишлов ответил, что им уже сделан запрос о проверке действий полиции, поскольку есть признаки того, что она вела себя не должным образом.
Санкт-Петербург