Президент Владимир Путин, выступая 9 марта на коллегии МВД, указал, что необходимо ужесточить требования к тем, кто претендует на руководящие должности в органах правопорядка, чтобы восстановить авторитет ведомства. В руководстве МВД, похоже, приняли новые правила игры, но пока надеются обойтись малой кровью, рассчитывая на возможность избирательного применения антикоррупционных норм.
После ареста в сентябре замначальника управления «Т» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ полковника Дмитрия Захарченко, получившего огласку благодаря изъятым при обыске 120 млн долл. и 2 млн евро, по ведомству прокатилась волна проверок. Ее первым результатом стало увольнение самого Захарченко и его начальника Александра Тищенко. Взыскания были наложены на ряд высокопоставленных сотрудников МВД. Кроме того, в октябре должности лишился коллега Захарченко и Тищенко по антикоррупционному главку руководитель управления «Ф» ГУЭБиПК полковник Дмитрий Катков. Как сообщает РБК (28.02.17), в пресс-службе МВД подтвердили, что Катков был отправлен в отставку «в связи с утратой доверия»: основанием послужило то, что он «не указал в декларации о доходах недвижимость, которая находится за пределами России».
Что нельзя полковнику, генералу пока можно
Президент ясно дал понять, что от руководства ведомства ожидают более решительных действий по восстановлению утраченного доверия, и призвал повысить требования к претендентам на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел. О намерении закрутить гайки говорит и то, что 13 марта правительственная комиссия по законопроектной деятельности дала положительное заключение на законопроект, предлагающий ввести ограничения на выезд за границу для сотрудников МВД и гражданских служащих органов внутренних дел, а также запретить службу в МВД тем, кто имеет вид на жительство или другой документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве. В случае принятия законопроект косвенно ограничит и возможность владения зарубежной недвижимостью (пока офицерам МВД это не запрещено) – по крайней мере в тех странах, где покупка жилья дает право получить вид на жительство.
Но пока бюрократические колеса зачастую вращаются в разные стороны. Так, почти одновременно с информацией об отставке Каткова, по сведениям электронного СМИ «Инфоликс» (27.02.17), стало известно, что «министр внутренних дел Владимир Колокольцев дважды вносил на утверждение в управление президента РФ по вопросам государственной службы и кадров и дважды отзывал кандидата на одну из важных должностей, начальника УГИБДД по Краснодарскому краю» – генерал-майора Александра Капустина. По данным издания, Капустин «уже год добивается назначения» на пост начальника УГИБДД МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Согласно документам, попавшим в распоряжение «Инфоликс», в «апреле 2016 года Капустину было объявлено замечание за нарушения антикоррупционного законодательства, допущенные при предоставлении справок о доходах за 2014 год, претензии могли возникнуть в связи с отсутствием в декларации Капустина сведений об имуществе, зарегистрированном на его жену», – речь в публикации идет о квартире в Болгарии.
Обстоятельство, которое полковнику Каткову стоило должности, генерал-майору Капустину, как можно понять, не мешало претендовать на замещение начальника УГИБДД второго по значимости региона РФ. Ходит слух, что Капустина и вовсе планируется поставить на место Виктора Нилова, на должность руководителя Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД. Но, как пишет «Инфоликс», «при повторном внесении документов в декабре проверка вновь выявила нарушение – отсутствие в декларации сведений о полученном супругой доходе от продажи машины в размере 1 500 000 руб.».
Если это верно, получается, что руководство МВД не раз вносит одну и ту же кандидатуру на рассмотрение управления президента и вынуждено ее отзывать из-за несоответствия кандидата требованиям антикоррупционного законодательства. Это заставляет задуматься: кто проявляет столь сильную заинтересованность в назначении?
Проверка на вшивость
В контексте заявлений Владимира Путина эта история может стать лакмусовой бумажкой, определяющей вектор кадровой политики МВД РФ. Но, как сообщает ИА «Интеррайт» (18.03.17), в последнем отзыве Управления по вопросам противодействия коррупции от 16 февраля этого года прямым текстом говорится, что вменяемое генерал-майору Капустину нарушение «рассматривается как существенное, за которое предусмотрена строгая мера юридической ответственности. Между тем, по информации МВД России… с Капустиным А.Н. проведена лишь профилактическая беседа о необходимости неукоснительного соблюдения требований антикоррупционного законодательства, что не может расцениваться как адекватная мера ответственности за допущенное нарушение».
Если нецелесообразность назначения Капустина на должность высшего начальствующего состава была признана официально, это может ставить под сомнение соответствие занимаемой должности начальника УГИБДД Краснодарского края, которая также входит в утвержденный указом президента перечень высших должностей в органах внутренних дел. То есть теперь просто оставить все как есть не получится, что, возможно, и к лучшему. Чтобы восстановить пошатнувшийся авторитет МВД, нужны решительные меры.