Музейные экспонаты пока остаются в Исаакии, но вопрос об их вывозе уже прорабатывается. Фото РИА Новости
Ряд СМИ сообщили со слов источников в Минкультуры, что музейную экспозицию Исаакиевского собора устно велено выселить к Пасхе, то есть к 16 апреля. Однако директор музея Николай Буров сообщил депутатам и журналистам, что эвакуация музейного фонда в такой срок немыслима – во-первых, потому что эвакуировать некуда, а во-вторых, перемещение фонда нереально за столь короткое время.
Например, согласно законодательству, упаковка и подготовка к перевозке 26 тыс. единиц хранения требуют тендера, а проведение конкурсных процедур займет определенное время. И это не говоря уже о деньгах. «Наши специалисты сейчас фактически на коленках пытаются просчитать, во сколько обойдется перевозка экспонатов из Исаакиевского собора», – рассказал Буров.
Тем не менее он не отрицал полученного устного указания – рассмотреть возможность вывоза экспозиции именно к Пасхе.
В середине вчерашнего дня, когда скандал уже полыхал вовсю, пресс-служба Минкультуры РФ сообщила, что «перемещение музейных предметов, находящихся в Исаакиевском соборе, для хранения или экспонирования при оформлении временной выдачи относится к компетенции субъекта РФ – города Санкт-Петербурга – и при этом не может быть осуществлено до передачи здания Исаакиевского собора в ведение РПЦ». Акта такой передачи нет и пока быть не может. Днем ранее в Смольнинском суде представители городского Комитета имущественных отношений подтвердили, что заявления от религиозной организации, которое полагается для решения вопроса о передаче здания, еще подано не было. В суд вызван губернатор Георгий Полтавченко – именно он в начале года по поводу передачи здания-памятника в ведение Церкви объявил: «Вопрос решен».
Несмотря на это, в Петербурге не воцарилось спокойствия – видимо, властям уже не верят. Журналист Галина Артеменко напоминает о практике военного времени: «Руководитель государственного учреждения культуры может предпринимать какие-либо действия в отношении экспонатов – государственной собственности лишь в том случае, если получит соответствующие письменные распоряжения вышестоящего начальства. Как это было в годы Великой Отечественной, когда были изданы соответствующие приказы Наркомпроса РСФСР в 1941 году «О мероприятиях по сохранению и учету музейных фондов», «О формах функционирования музеев в условиях военного времени». 24 июня 1941 года при Совнаркоме СССР был создан Совет по эвакуации, который в государственном масштабе определял сроки, маршруты, порядок, очередность, пункты размещения предприятий. Экспонаты музеев, подлежащих эвакуации, разделили на три группы (очереди) в зависимости от их исторической ценности. Сейчас у нас вроде мирное время, и приказов об эвакуации нет. Зачем устраивать погром?»
«Военная» нотка присутствует в обсуждении как темы Исаакия, так и тревожных известий о возможном начале перемещения сотен тысяч книг и других ценностей из главного здания Российской национальной библиотеки (Публички). Все чаще можно слышать: если есть ценности, значит, на них положили глаз мародеры в расчете на неразбериху «эвакуации». Недаром среди множества коллективных писем протеста как по собору, так и по библиотеке особо резонансным стало эмоциональное обращение трех женщин-блокадниц.
Одна из них, историк искусства Вера Сомина, сказала «НГ»: «С советских времен я не особо воспринимала фразы вроде «народное достояние», я не чувствовала, что мне что-то принадлежит. А сейчас – именно тогда, когда мы беднеем, отказываем себе в быту в самом необходимом, – у меня чувство, что меня еще и грабят, отбирают то, что было моим, – культурные ценности города, а это огромное богатство. Не говоря уже о том, что для множества петербуржцев это еще и вопрос их работы, образа жизни, профессиональных интересов. Когда я читала протестные письма и публикации – поражалась: столько умных людей, столько деловых доводов, душа радуется, что живешь в одном городе с этими людьми. Но их не хотят даже слушать те, кто и знает только казенный чиновничий язык. А решения принимают они».
В конце рабочего дня появилось сообщение пресс-службы Смольного: «Вице-губернатор Владимир Кириллов сообщил, что на сегодняшний день в администрацию Санкт-Петербурга не поступало официального обращения РПЦ о передаче Исаакиевского собора в безвозмездное пользование РПЦ. Поэтому нет каких-либо оснований для рассмотрения вопроса о передаче музейных ценностей из Исаакиевского собора в другие музеи Санкт-Петербурга. Тем не менее Владимир Кириллов отметил, что руководством города будут предусмотрены любые варианты развития событий».
Далее в сообщении говорится, что правительством города все-таки «прорабатывается вопрос» о передаче части экспонатов той же РПЦ, а также в другие музеи города одновременно с решением вопроса о трудоустройстве сотрудников Исаакия.
Санкт-Петербург