На дворе время смены власти в регионах. Провинившихся (в том числе и обвиняемых в хищениях) губернаторов снимают, а вместо них назначают новых, с которыми связывают надежды на лучшее, стабильное и перспективное. Некоторые отставники уходят прямиком в
СИЗО, другие – досрочно без скандалов, как это случилось накануне с пятью губернаторами. Конечно же, это далеко не последние изменения. Зачистка идет по всей России. Правда, мало кто верит в светлое будущее, однако уже сейчас можно сделать определенные наблюдения, как изменилась жизнь региона после прихода нового губернатора.
Напомним, что все началось с трех громких арестов: в марте 2015-го представители следственных органов застегнули наручники на Александре Хорошавине, губернаторе Сахалина, полгода спустя был задержан глава Коми Вячеслав Гайзер, а еще через девять месяцев суд санкционировал арест Никиты Белых, губернатора Кировской области.
Случай с Хорошавиным стал прецедентным, поскольку прежде губернаторов арестовывали уже после снятия с должности. Власть подала историю с бывшим главой Сахалина как идеальный пример борьбы с коррупцией. И схема, опробованная на Хорошавине, вскоре была продолжена на Гайзере и Белых, которые тоже отправились на нары из губернаторских кресел. Место Хорошавина занял Олег Кожемяко, должность Гайзера перешла Сергею Гапликову, а Кировскую область возглавил Игорь Васильев.
Все три новых губернатора начали с зачистки чиновничьих кресел и назначения своих людей. Через месяц после ареста экс-губернатора Коми Вячеслава Гайзера и.о. руководителя республики становится Сергей Гапликов – в прошлом руководитель «Олимпстроя». К этой структуре в свое время было немало претензий со стороны Счетной палаты, а деятельность «Олимпстроя» подвергалась серьезной проверке со стороны прокуратуры. «Олимпстрой» вынуждал строителей олимпийских объектов завышать сметы, утверждает Счетная палата, проанализировавшая подготовку к Олимпиаде по требованию Контрольного управления президента, – сообщал портал «Газета.ру» (06.03.13). – Сумма лишних расходов достигает 15,5 млрд руб.».
Поэтому жители Коми насторожились: с одной стороны, Гапликов на хорошем счету у президента, с другой – он привел в республику два десятка варягов на ключевые должности во власти, а они, разумеется, как это и бывает, не знают особенностей региона. И еще всегда актуален вопрос, насколько новые чиновники пришли «голодными».
Надо сказать, что Гапликов – грамотный финансист, в отличие от Гайзера вникает в подробности бюджетных операций, не доверяет никому на слово и по большому счету ведет себя показательно. Но, несмотря на это, позиции его нельзя назвать прочными: новому главе республики так и не удалось сплотить «приезжих» и местных чиновников, которых задвинули на третьи роли. Управление республикой пошло «в ручном режиме» и с постоянными жалобами высшему руководству. Ему так и не удалось обзавестись поддержкой бизнес-элит и сохранить инвестиционную привлекательность Коми в отличие от своих коллег.
А вот руководители Сахалинской и Кировской областей сразу сделали ставки на создание инвестиционной привлекательности регионов. Видимо, сказался положительный опыт и Кожемяко, и Васильева на предыдущих постах. Первый уже был антикризисным управляющим в Корякском автономном округе и в Амурской области. Заняв место Хорошавина, Кожемяко не стал сидеть сложа руки – оперативно провел чистку чиновников и осуществил ревизию областных проектов. Ему удалось избавиться от ненужных в команде людей без лишнего шума, не привлекая внимания президента и СМИ. Задача Кожемяко сегодня – обеспечить регион крупными инвесторами. С его подачи на Сахалин приходят металлопрокат и деревообрабатывающее производство из Китая, а на Курилах строят первый в России завод по производству рения – космического металла (в рамках программы по импортозамещению). А еще Кожемяко бизнесмен, и рыбное хозяйство – это его стихия (в свое время он возглавлял совет директоров ОАО «Преображенская база тралового флота»). И он всегда знает, как нужно себя вести и в какой момент. Деятельность его – на виду у жителей, для этого губернатор всегда возит за собой оператора с камерой.
Игорь Васильев, врио губернатора Кировской области – также чиновник со стажем. Последние два с лишним года руководил Росреестром и, по его собственному признанию, предложение президента возглавить один из самых сложных регионов воспринял как повышение. Он также не стал привлекать внимание общественности к проблемам региона, которые отчасти схожи с ситуацией в Коми. В частности, исполняющий обязанности министра развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области обвинен в хищениях и находится под арестом. Только Васильев не афиширует данный факт и вообще никак не ссылается на ошибки команды своего предшественника. За полгода у власти Васильев разработал и внедрил программу по оздоровлению государственных финансов, которая предусматривает два масштабных блока – повышение доходной наполняемости бюджета и оптимизацию расходов по всем направлениям, включая меры по переходу к адресному принципу оказания социальной помощи гражданам.
Согласно Национальному рейтингу губернаторов 2016 года, лидирующие позиции из троих «новичков» у Олега Кожемяко (19-е место, поднялся с 57-го), Гапликов занял 33-ю строку, упав с 8-й позиции в 2015 году, а Васильев занял скромное 65-е место (оно и понятно, в 2016 году он не успел погубернаторствовать).
Кожемяко прочно закрепился в регионе. Он заявляет об устойчивой экономической ситуации на вверенной ему территории, находит инвесторов в ремонт и благоустройство области. В ближайшие пять лет Кожемяко обещает проложить 550 км новых асфальтобетонных дорог и 770 м мостов. Модернизировать жилье: квадратный метр подешевеет, льготная ипотека будет равна 7% (семьям с двумя детьми – 3,5%, с тремя – 0%). Губернатор также решает вопрос с покупкой новых комфортабельных автобусов для сферы общественного транспорта, собирается закупить новые самолеты для местной авиакомпании «Аврора» и новые паромы пароходству. В планах губернатора строительство нового морвокзала и перестройка аэропорта в Южно-Сахалинске. Предстоит большая работа и в сельском хозяйстве: за пять лет Кожемяко планирует закрыть 57% потребности региона в молоке, 43% – в мясе, 81% – овощах, 100% – в птице.
Экономическую и хозяйственную деятельность Олега Кожемяко политологи и эксперты приводят в пример. Среди приоритетов главы Сахалина сельское хозяйство, рыбопромышленный комплекс, развитие промышленности, совершенствование инфраструктуры, поиск инвесторов для реализации «прорывных» проектов.
Более того, Сахалин – один из самых проблемных регионов с точки зрения погоды (постоянные циклоны), и, как следствие, на острове случаются многочисленные аварии. Тем не менее Кожемяко сумел упрочить и отстоять свой имидж крепкого хозяйственника, у которого все под контролем.
Глава Кировской области Васильев всего полгода исполняет свои обязанности, но тоже констатирует: «В целом структура экономики региона достаточно стабильна и не подвержена серьезным изменениям даже в долгосрочной перспективе. В целом индекс промышленного производства за 11 месяцев 2016 года составил 103%, что несколько выше, чем в среднем по России (100,8%)». Как знак доверия со стороны правительства РФ – проведение знакового совещания о перспективах развития оборонно-промышленного комплекса России именно в Кирове. Во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым область посетили министры финансов, экономического развития, промышленности и торговли, вице-премьер, курирующий оборонку, заместители министра обороны и главы 12 госкорпораций.
На фоне успехов Кожемяко и Васильева деятельность Сергея Гапликова выглядит, скажем так, неоднозначно. Среди основных промахов на посту главы региона эксперты фонда «Петербургская политика» (ФПП) отмечают его публичные действия, связанные с гибелью 36 человек на шахте «Северная», а также еще предстоящее сокращение горняков на шахте. Кроме того, на выборах в Государственную думу Республика Коми признана лидером падения по результатам, полученным «Единой Россией» по сравнению с предыдущими электоральными сезонами.
По мнению экспертов ФПП, вмешательство президента в ситуацию с Воркутинской ТЭЦ также существенно понизило рейтинг главы Коми. Да и представители крупного бизнеса, похоже, уже всерьез задумываются о сворачивании производств в республике. Как известно, деньги не терпят суеты, а сегодня в регионе каждый новый день приводит то к новым разоблачениям, то к жалобам президенту. В таких условиях строить новые предприятия проблематично. Более того, ключевые компании, такие как ЛУКойл, «Северсталь», «Т+» и «Газпром», сокращают инвестиции и благотворительные программы в Коми. Бизнесмены, создается впечатление, не хотят строить отношения с руководством республики, опасаясь очередных скандалов и судебных разбирательств.
Социальная политика трех регионов тоже отличается. Олег Кожемяко не только профессиональный рыбак, но еще и спортсмен. На острове активно стали развиваться зимние виды спорта. Весь Дальний Восток, Забайкалье и Сибирь ездят на Сахалин кататься на горных лыжах. Тем более после того, как был построен масштабный спортивно-туристический центр «Горный воздух». Кожемяко уделяет внимание и социальным гарантиям (20 новых льгот было утверждено совсем недавно), развитию программы доступного жилья, снижению цен на продовольствие.
Не отстает от Кожемяко и глава Кировской области. Игорь Васильев планирует придать региону статус «центра зимних видов спорта», таких как лыжи, биатлон, конькобежный спорт, хоккей, хоккей с мячом, ледолазание. Ему уже удалось привлечь строительную компанию из Санкт-Петербурга к сооружению нового легкоатлетического манежа, оснащенного самым современным оборудованием. Общая стоимость проекта – около 650 млн руб. Еще одна амбициозная задача Васильева – открытие кадетского корпуса Приволжского федерального округа. 1 сентября 2017 года 200 кадетов сядут за парты. Будущие военные будут проживать в интернате с организованным пятиразовым питанием. Еще через два года кадетам построят новый спальный корпус на 120 мест, клуб с актовым залом на 400 мест, дом единоборств и тир. Также запланировано строительство автопарковки, теннисного корта и освещенной лыжной трассы.
А вот в Коми эксперты «Национального рейтинга» отмечают сокращение льгот и компенсаций для многих категорий льготников и пенсионеров. Эксперты фонда «Петербургская политика» констатируют: только с начала 2017 года в Коми произошло немало негативных резонансных событий: смерть в Сысольской ЦРБ пенсионера из села Куратово, которого фельдшерам пришлось более километра нести на руках до машины скорой помощи из-за нечищеных дорог; резкое повышение цен на такси в Сыктывкаре; сохраняющийся высокий уровень наркомании среди молодежи, несмотря на показательный арест большой группы наркодилеров. Республика с неприятной регулярностью генерирует отрицательные новости для федеральных СМИ и федеральной власти.
При этом правительство Коми, в свою очередь, тоже рапортует о том, что выполняет все социальные обязательства перед жителями Коми. Стенограмма недавнего отчета губернатора перед прессой об итогах 2016 года, опубликованная на официальном новостном портале республики БНК, вызвала шквал возмущения в комментариях: «Хотя бы стиральную машинку и чтоб воду в нее из колодца не таскать…»; «Даже школу не смогли построить, как обещали, до 1 октября, что говорить об остальном!», «Где детские сады?! Компенсацию за непредоставление места с полутора лет у нас в Коми не ввели, сказали, что решат проблему строительством садов. Так где сады?! Как жить на пособие 60 руб. в месяц, если ребенка некуда пристроить?!», «Когда же мы перестанем покупать воду для своих нужд? Перед выборами обещали воду в октябре. Как же не стыдно?».
Как итог: Коми вошла в число регионов с наибольшим уровнем безработицы – 8,7% населения не занято ни на одном производстве. Приемные семьи в Коми стали возвращать детей государству из-за бедности: если в 2015-м приемных семей было 1930, то в 2016-м осталось лишь 1843.
Конечно, не по всем показателям в Республике Коми падение. Например, ввод в действие жилых домов в 2016 году по отношению к 2015 году составил 111,1%, а перевозка грузов автомобильным транспортом возросла на 4,3%. Но, как известно, строительный цикл составляет 2–3 года и начинался еще при другой власти, а автомобильные перевозки отражают лишь изменение между разными видами перевозок. Самое главное – растет или нет индекс промышленного производства, а он в Коми как раз падает.
В целом, как мы видим, новое губернаторство – это своеобразная лотерея для регионов. Даже пристальное внимание Владимира Путина к провинившемуся региону не дает гарантии, что его новый начальник сможет оправдать ожидания и работать на пользу вверенной ему территории. Впрочем, ничего нового тут нет, и, к сожалению, человеческий фактор остается самой большой проблемой. Пока аутсайдером рейтинга «новых» губернаторов остается глава Коми Сергей Гапликов. Может быть, со временем что-то изменится, но история показывает, что люди, как правило, не меняются. А вот главы регионов постоянно.