0
5422
Газета Регионы России Интернет-версия

01.03.2017 10:17:00

"Летучий голландец" села Караидель

Тэги: башкирия, скандал, бюджетные средства, мост


В Башкирии набирает обороты скандал, связанный с пропажей бюджетных денег при возведении… несуществующего моста

В канун выборов в Государственную думу жители Башкирии начали сбор подписей под обращением к Президенту РФ «Построить капитальный мост в с. Караидель». За первые пару недель петиция набрала 50 тысяч подписей, а к концу сентября – уже около 117 тысяч.

На первый взгляд, удачный пример взаимодействия общества и властей: вскоре после начала «подписной кампании» глава республики Рустэм Хамитов обещал, что в ближайшие два-три года мост будет построен.

Яндекс видит мост, которого нет

Проблема жителей села Караидель в том, что у них ставится лишь сезонный понтонный мост через реку Уфимка, приток реки Белой. Каждую весну и осень его убирают. Вызывает недовольство жителей и тот факт, что переезд с одного берега на другой – платный.

«Из-за этого жители левобережья не могут нормально попасть в районный центр, где находится больница, – говорится в петиции. – Тяжелобольные не могут своевременно получить медицинскую помощь... Рабочим и школьникам требуется много времени, чтобы дождаться катера. Всё это время они стоят на морозе при сильном ветре. Рискуя и переходя или переезжая по льду, люди проваливаются под лёд и тонут».

Явно подстегнуло решение властей и прямое письмо автора петиции Андрея Павлова к главе республики и муниципальным властям, где он пишет, что подписавшиеся под обращением к президенту РФ люди хотят знать, будет ли строительство моста в с. Караидель через реку Уфа, и если да, то когда начнутся и в какие сроки будут закончены работы по его строительству, существуют ли официальные документы по этому поводу и где можно с ними ознакомиться? Тем более, что на всех картах России, включая навигатор Яндекса, указано, что в Караиделе существует постоянная переправа, хотя на самом деле её нет. По этому поводу местные острословы даже придумали то появляющемуся, то вновь исчезающему мосту через реку Уфа символичное название: «Летучий голландец».

Однако сентябрьское обещание властей вдохновило караидельцев. В новогодние праздники Андрей Павлов даже съездил на место, где власти обещают построить дорогу и мост, и снял здесь «вдохновенное» видео: вот, мол, уже и техника наготове, и как только праздники закончатся, здесь появятся рабочие и во всю начнет бурлить работа и претворяться в жизнь обещание президента республики. 

В конце января этого года в Караидельском районе был даже установлен символический камень в ознаменование начала строительства автомобильной дороги «Обход с. Караидель с мостом через реку Уфа». Состоялась торжественная церемония с участием председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству Р.К. Гилязетдинова, исполняющего обязанности руководителя ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан Р.Р. Абдулмазитова и представителей подрядчиков предстоящей грандиозной стройки в лице гендиректора ОАО «Башкиравтодор» Ф.Г. Халитова и председателя совета директоров ЗАО «Уралмостострой» П.С. Рабухина.

Однако пламенные речи о том, какое огромное значение имеет данный объект для развития транспортной системы Республики Башкортостан, не дают ответа на конкретный вопрос из письма Андрея Павлова Рустэму Хамитову: почему «Яндекс» видит мост, которого нет? Ведь по этой логике высокопоставленные участники акции на берегу Уфимки должны были не камень закладывать, а красную ленточку на мосту перерезать, а за спинами ораторов должна была простираться не южно-уральская тайга, а готовое дорожное полотно и основные конструкции автомобильного переезда.

Разобраться с этим странным несоответствием наша редакция решила самостоятельно. И тут выяснилось, что, оказывается, еще в конце декабря 2016 года мост уже был практически… сдан.

Как сообщили СМИ, строительные и бухгалтерские документы на якобы выполненные строительные работы по данному объекту уже подписаны, в результате чего «свыше 230 млн. рублей, выделенных из федерального бюджета на строительство данного объекта, мгновенно растворились на счетах ОАО «Башкиравтодор» и аффилированных с ним субподрядных организаций». 

Если верить этим сообщениям, расследование этой аферы 7 февраля этого года начало республиканское управление ФСБ РФ. Прошли мероприятия по выемке документов и опросам подозреваемых в ОАО «Башкиравтодор», ЗАО «Уралмостострой», Государственном комитете РБ транспорту и дорожному хозяйству и ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ. Несколько подозреваемых, как сообщили представители прессы, уже дали признательные показания и оформили явку с повинной.

«Башкиравтодор»: четыре гендиректора за четыре года

К слову, это не первый скандал с «Башкиравтодором», – за последние годы ни один руководитель этой госкомпании не покидал своего поста без серьезных претензий к нему и/или уголовных дел. Скажем, буквально минувшей осенью прокурор республики Башкортостан Андрей Назаров утвердил обвинительное заключение и направил в суд Кировского района Уфы уголовное дело по статье 160 УК РФ «растрата чужого имущества с использованием служебного положения в особо крупном размере». Обвинения предъявлены 64-летнему бывшему гендиректору «Башкиравтодора» Шамилю Аминову. По версии следствия он с 2006 по 2009 годы организовал создание подконтрольных ему коммерческих фирм, которым незаконно передал автотранспортную и иную дорожную технику.

Впоследствии Аминов арендовал свою собственную технику у коммерческих фирм. Как следует из материалов дела, в результате республике причинен ущерб на сумму более 64 миллионов рублей. 

В 2012 году Следственный комитет предъявил обвинения следующему экс-директору «Башкиравтодора» Марату Гилимьянову, которого заподозрили в прокладке за счет предприятия к своему личному дому дороги стоимостью 2,37 миллиона рублей. 

А в ноябре 2015 года по результатам доследственной проверки было возбуждено уголовное дело в отношении следующего гендиректора предприятия Рината Абдуллина, подозреваемого в нанесении ущерба в размере 70 миллионов рублей в результате аферы с субподрядчиком «Базовая промышленная группа». 

И вот следователи, кажется, вплотную подобрались к нынешнему генеральному директору «Башкиравтодора» Фаату Халитову.

Недавно, кстати, он уже попал в скандал в связи с попыткой предприятия потратить почти половину мизерной прибыли предприятия на покупку сверхнавороченного внедорожника «Тойота Лэндкрузер 200» за 5,3 миллиона рублей.

К этому автомобилю предъявлялись следующие требования: «Автомобиль должен быть пятидверным, с дизельным турбодвигателем объемом 4,5 л и шестиступенчатой коробкой «автомат». Его салон должен быть отделан черной кожей с вставками «под дерево», в машине должен быть четырехзонный климат-контроль. Кроме этого, в автомобиле должна быть оборудована система контроля и информирования об усталости водителя, интеллектуальная система доступа в автомобиль и запуск двигателя нажатием кнопки Smart Entry & Push Start и т.д.»

После случившегося скандала позже на официальном сайте госзакупок была опубликована служебная записка начальника транспортного обеспечения предприятия Рихата Бикташева генеральному директору Фаату Халитову: «Прошу вас дать указания Отделу снабжения, сбыта и закупок отменить торги на автомобиль TOYOTA LC 200 в связи с отсутствием финансирования».

Об этой «инициативе» «Башкиравтодора» написали многие региональные СМИ. В частности, «Коммерсантъ-Башкортостан» обратил внимание на то, что стоимость этого автомобиля чуть меньше половине годовой прибыли предприятия, которая по итогам 2015 года составила 11,54 млн рублей.

Караидельский прецедент

Но с караидельским мостом история куда интереснее, чем с каким-то внедорожником: тут, кажется, сумма пропавших федеральных и республиканских денег может перевалить за миллиард

Как стало известно, еще в ноябре 16-го года был заключен госконтракт на строительство 10 км автомобильной дороги и моста, а уже в декабре должна была пройти оплата выполненных работ. Ориентировочно называются и суммы – около 45 млн рублей из республиканского бюджета и 178 млн – из федерального. И хотя работы должны быть оплачены, согласно его условиям, по факту их выполнения – то есть деньги из бюджета, получается, уже перечислены, а моста как не было, так и нет. В декабре на этом месте не было установлено даже символического камня, уведомляющего о начале строительства, который как мы знаем, появится месяцем позже.

Кстати, кроме «Башкиравтодора» в строительстве моста, как следует из сообщений СМИ, поучаствовала и челябинская фирма ЗАО «Уралмостострой», которой также перечислены еще 70 млн. рублей. 

Сделанные на месте бумажной стройки фотографии Адрея Павлова и его видеосъемка, сделанная с квадрокоптера, свидетельствуют, что никаких работ здесь не ведется, и максимум, что можно увидеть, – несколько сотен метров спиленных деревьев и уложенного щебня. То же самое, кстати, видно и на новогодней съемке автора петиции президенту. Трудно поверить, что за эти спиленные деревья заплачено почти 300 млн рублей из федерального и республиканского бюджетов. Не видно следов ни буровзрывных работ, ни работ, связанных с гидроизоляцией полотна, отсыпкой щебня, т.е. нет ничего из того, что уже было закрыто и принято Управлением дорожного хозяйства.

Нам было приятно узнать, что параллельно с нами эту же историю, согласно просочившимся в прессу сведениям, изучают следователи республиканских ФСБ и Следственного комитета. Причем, если верить этой информации, в ходе последовавших допросов три участника подложной стройки якобы уже написали явки с повинной. А потому, есть надежда, что эта история с мостом и дорогой в обход Караидели дойдет до суда, тем более, что львиная доля средств – 230 млн. рублей из общей суммы были федеральными.

Кстати, похожие схемы только в меньших масштабах уже применялись предшественниками гендиректора ОАО «Башкиравтодор» Халитова. Про одного из его предшественников на сайте «Электронной приемной органов власти республики Башкортостан» рассказывалось: «Генеральный директор ОАО «Башкиравтодор» Абдуллин Ринат Зиявич ведет открытое воровство денег предприятия, а именно ООО «Промресурс», который обязался поставить «Башкиравтодору» стройматериалов на сумму 6,5 млн рублей. После получения денег ничего так и не поставил, хотя все фиктивные акты подписаны. Вот фиктивные поставки от ООО «Корунд» на сумму 12 млн рублей, ООО «Авалон» – на 10 млн, ООО «Автодоркомплект» – на 14 млн, ООО «УСТ» – 8 млн, ООО «Рельеф» – 5 млн, ООО «Минерал» – 3 млн, ООО «Вати-Уфа» – 3 млн. Все эти денежные средства были обналичены в карманы руководства в том числе через начальника Иглинского ДРСУ – филиал ОАО «Башкиравтодор» Маликова О.В., который курировал этот вопрос».

Однако Госкомтранс Башкирии, как пишут СМИ, находится в зоне прямого влияния президента РБ, и именно поэтому, очевидно, долгое время все попытки вынести сор из избы в этой сфере пресекались самым решительным образом.

Но активные действия башкирских силовиков, которые в начале февраля начали следственные действия в отношении «Башкиравтодора», свидетельствуют о том, что интерес правоохранительных органов могут вызывать уже не только руководители компании, но и их высокопоставленные покровители.

После серии отставок глав регионов, многие в республике полагают, что глава Башкирии также сегодня находится в зоне риска. Впрочем, некоторые наши собеседники идут в своих предположениях еще дальше, предполагая, что в преддверии президентских выборов 2018 года Кремлю будут нужны новые примеры борьбы с коррупцией.

Впрочем, вряд ли это уже поможет многострадальным жителям с. Караидели, которым, похоже, по-прежнему придется обходиться без моста: деньги вероятнее всего были уже потрачены, а новые вряд ли кто выделит в ближайшее время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
860
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
725
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
628
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
827

Другие новости