В Башкирии набирает обороты скандал, связанный с пропажей бюджетных денег при возведении… несуществующего моста
В канун выборов в Государственную думу жители Башкирии начали сбор подписей под обращением к Президенту РФ «Построить капитальный мост в с. Караидель». За первые пару недель петиция набрала 50 тысяч подписей, а к концу сентября – уже около 117 тысяч.
На первый взгляд, удачный пример взаимодействия общества и властей: вскоре после начала «подписной кампании» глава республики Рустэм Хамитов обещал, что в ближайшие два-три года мост будет построен.
Яндекс видит мост, которого нет
Проблема жителей села Караидель в том, что у них ставится лишь сезонный понтонный мост через реку Уфимка, приток реки Белой. Каждую весну и осень его убирают. Вызывает недовольство жителей и тот факт, что переезд с одного берега на другой – платный.
«Из-за этого жители левобережья не могут нормально попасть в районный центр, где находится больница, – говорится в петиции. – Тяжелобольные не могут своевременно получить медицинскую помощь... Рабочим и школьникам требуется много времени, чтобы дождаться катера. Всё это время они стоят на морозе при сильном ветре. Рискуя и переходя или переезжая по льду, люди проваливаются под лёд и тонут».
Явно подстегнуло решение властей и прямое письмо автора петиции Андрея Павлова к главе республики и муниципальным властям, где он пишет, что подписавшиеся под обращением к президенту РФ люди хотят знать, будет ли строительство моста в с. Караидель через реку Уфа, и если да, то когда начнутся и в какие сроки будут закончены работы по его строительству, существуют ли официальные документы по этому поводу и где можно с ними ознакомиться? Тем более, что на всех картах России, включая навигатор Яндекса, указано, что в Караиделе существует постоянная переправа, хотя на самом деле её нет. По этому поводу местные острословы даже придумали то появляющемуся, то вновь исчезающему мосту через реку Уфа символичное название: «Летучий голландец».
Однако сентябрьское обещание властей вдохновило караидельцев. В новогодние праздники Андрей Павлов даже съездил на место, где власти обещают построить дорогу и мост, и снял здесь «вдохновенное» видео: вот, мол, уже и техника наготове, и как только праздники закончатся, здесь появятся рабочие и во всю начнет бурлить работа и претворяться в жизнь обещание президента республики.
В конце января этого года в Караидельском районе был даже установлен символический камень в ознаменование начала строительства автомобильной дороги «Обход с. Караидель с мостом через реку Уфа». Состоялась торжественная церемония с участием председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству Р.К. Гилязетдинова, исполняющего обязанности руководителя ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан Р.Р. Абдулмазитова и представителей подрядчиков предстоящей грандиозной стройки в лице гендиректора ОАО «Башкиравтодор» Ф.Г. Халитова и председателя совета директоров ЗАО «Уралмостострой» П.С. Рабухина.
Однако пламенные речи о том, какое огромное значение имеет данный объект для развития транспортной системы Республики Башкортостан, не дают ответа на конкретный вопрос из письма Андрея Павлова Рустэму Хамитову: почему «Яндекс» видит мост, которого нет? Ведь по этой логике высокопоставленн
Разобраться с этим странным несоответствием наша редакция решила самостоятельно. И тут выяснилось, что, оказывается, еще в конце декабря 2016 года мост уже был практически… сдан.
Как сообщили СМИ, строительные и бухгалтерские документы на якобы выполненные строительные работы по данному объекту уже подписаны, в результате чего «свыше 230 млн. рублей, выделенных из федерального бюджета на строительство данного объекта, мгновенно растворились на счетах ОАО «Башкиравтодор» и аффилированных с ним субподрядных организаций».
Если верить этим сообщениям, расследование этой аферы 7 февраля этого года начало республиканское управление ФСБ РФ. Прошли мероприятия по выемке документов и опросам подозреваемых в ОАО «Башкиравтодор», ЗАО «Уралмостострой»
«Башкиравтодор»: четыре гендиректора за четыре года
К слову, это не первый скандал с «Башкиравтодором
Впоследствии Аминов арендовал свою собственную технику у коммерческих фирм. Как следует из материалов дела, в результате республике причинен ущерб на сумму более 64 миллионов рублей.
В 2012 году Следственный комитет предъявил обвинения следующему экс-директору «Башкиравтодора» Марату Гилимьянову, которого заподозрили в прокладке за счет предприятия к своему личному дому дороги стоимостью 2,37 миллиона рублей.
А в ноябре 2015 года по результатам доследственной проверки было возбуждено уголовное дело в отношении следующего гендиректора предприятия Рината Абдуллина, подозреваемого в нанесении ущерба в размере 70 миллионов рублей в результате аферы с субподрядчиком «Базовая промышленная группа».
И вот следователи, кажется, вплотную подобрались к нынешнему генеральному директору «Башкиравтодора» Фаату Халитову.
Недавно, кстати, он уже попал в скандал в связи с попыткой предприятия потратить почти половину мизерной прибыли предприятия на покупку сверхнавороченно
К этому автомобилю предъявлялись следующие требования: «Автомобиль должен быть пятидверным, с дизельным турбодвигателем объемом 4,5 л и шестиступенчатой коробкой «автомат». Его салон должен быть отделан черной кожей с вставками «под дерево», в машине должен быть четырехзонный климат-контроль. Кроме этого, в автомобиле должна быть оборудована система контроля и информирования об усталости водителя, интеллектуальная система доступа в автомобиль и запуск двигателя нажатием кнопки Smart Entry & Push Start и т.д.»
После случившегося скандала позже на официальном сайте госзакупок была опубликована служебная записка начальника транспортного обеспечения предприятия Рихата Бикташева генеральному директору Фаату Халитову: «Прошу вас дать указания Отделу снабжения, сбыта и закупок отменить торги на автомобиль TOYOTA LC 200 в связи с отсутствием финансирования».
Об этой «инициативе» «Башкиравтодора» написали многие региональные СМИ. В частности, «Коммерсантъ-Баш
Караидельский прецедент
Но с караидельским мостом история куда интереснее, чем с каким-то внедорожником: тут, кажется, сумма пропавших федеральных и республиканских денег может перевалить за миллиард.
Как стало известно, еще в ноябре 16-го года был заключен госконтракт на строительство 10 км автомобильной дороги и моста, а уже в декабре должна была пройти оплата выполненных работ. Ориентировочно называются и суммы – около 45 млн рублей из республиканского бюджета и 178 млн – из федерального. И хотя работы должны быть оплачены, согласно его условиям, по факту их выполнения – то есть деньги из бюджета, получается, уже перечислены, а моста как не было, так и нет. В декабре на этом месте не было установлено даже символического камня, уведомляющего о начале строительства, который как мы знаем, появится месяцем позже.
Кстати, кроме «Башкиравтодора» в строительстве моста, как следует из сообщений СМИ, поучаствовала и челябинская фирма ЗАО «Уралмостострой»
Сделанные на месте бумажной стройки фотографии Адрея Павлова и его видеосъемка, сделанная с квадрокоптера, свидетельствуют, что никаких работ здесь не ведется, и максимум, что можно увидеть, – несколько сотен метров спиленных деревьев и уложенного щебня. То же самое, кстати, видно и на новогодней съемке автора петиции президенту. Трудно поверить, что за эти спиленные деревья заплачено почти 300 млн рублей из федерального и республиканского бюджетов. Не видно следов ни буровзрывных работ, ни работ, связанных с гидроизоляцией полотна, отсыпкой щебня, т.е. нет ничего из того, что уже было закрыто и принято Управлением дорожного хозяйства.
Нам было приятно узнать, что параллельно с нами эту же историю, согласно просочившимся в прессу сведениям, изучают следователи республиканских ФСБ и Следственного комитета. Причем, если верить этой информации, в ходе последовавших допросов три участника подложной стройки якобы уже написали явки с повинной. А потому, есть надежда, что эта история с мостом и дорогой в обход Караидели дойдет до суда, тем более, что львиная доля средств – 230 млн. рублей из общей суммы были федеральными.
Кстати, похожие схемы только в меньших масштабах уже применялись предшественникам
Однако Госкомтранс Башкирии, как пишут СМИ, находится в зоне прямого влияния президента РБ, и именно поэтому, очевидно, долгое время все попытки вынести сор из избы в этой сфере пресекались самым решительным образом.
Но активные действия башкирских силовиков, которые в начале февраля начали следственные действия в отношении «Башкиравтодора»
После серии отставок глав регионов, многие в республике полагают, что глава Башкирии также сегодня находится в зоне риска. Впрочем, некоторые наши собеседники идут в своих предположениях еще дальше, предполагая, что в преддверии президентских выборов 2018 года Кремлю будут нужны новые примеры борьбы с коррупцией.
Впрочем, вряд ли это уже поможет многострадальным жителям с. Караидели, которым, похоже, по-прежнему придется обходиться без моста: деньги вероятнее всего были уже потрачены, а новые вряд ли кто выделит в ближайшее время.