Фото Елены Войтехович |
В Калининграде предлагают установить памятник выдающемуся ученому-естествоиспытателю, основоположнику эмбриологии, биологу, географу-путешественнику, анатому, антропологу, энтомологу, ихтиологу, историку Карлу Максимовичу Бэру. Он также был одним из основателей русских Географического и Энтомологического обществ и Почетным членом Петербургской Академии наук. Бэр, по оценке Владимира Вернадского, стоит в ряду величайших умов человечества. В этом году весь просвещенный мир отмечает 225-летие со дня его рождения.
С инициативой увековечить память о Бэре в конце минувшей недели в музее Мирового океана на фестивале науки, приуроченном к Году экологии, выступил экс-руководитель представительства МИД в Калининграде, член РАЕН Артур Кузнецов. «Калининградцам важно, чтобы прошлое не стреляло в них, чтобы они как можно чаще видели в прошлом не чужое, а свое, видели то, что Калининградская область не только сегодня связана с большой Россией как ее неотъемлемая часть, но и то многое, что связывало этот край с Российской империей издавна. Нас постоянно бросает в крайности: то преувеличенное поклонение западному деятелю, а то – полное игнорирование соотечественника. Российский подданный и патриот (во время нашествия Наполеона Бэр был врачом в действующей российской армии. – «НГ»), выдающийся ученый-универсал, тайный советник, «идеологический лидер» аналитической разведки оказался почти забытым. Это – огромное недоразумение. Надо заканчивать с этим большевистским подходом», – уверен Артур Кузнецов. Бэр 17 лет проработал в Кёнигсбергском университете, где вел активную научную и педагогическую деятельность, сделав именно здесь свои первые и главные открытия. Член РАЕН также предложил подумать о проведении в Калининграде международного научного бэровского конгресса (поводом может стать 200-летие открытия Бэром яйцеклетки и эмбриогенеза).
«Это несколько парадоксально, что в Эстонии чтят память о Бэре больше и лучше, чем в Калининграде. Ведь Эстония была местом, где великий биолог родился (тогда она была Эстляндской губерней Российской империи), учился и прожил преклонные года своей жизни, а всё лучшее было сделано им в Кёнигсберге и Петербурге. Слава Богу, что есть хотя бы упоминание о нем на доске в Кафедральном соборе, но этого слишком мало», – считает Артур Кузнецов. Он также обратил внимание на то, что в северной столице России установлены два памятника выдающемуся ученому, о котором в Калининграде знает лишь небольшой круг краеведов.
По мнению участников прошедшего фестиваля науки, сейчас очень подходящее время для восстановления памяти о Бэре. Эскиз-макет памятника Карлу Бэру подготовила заслуженный художник России Людмила Богатова. На фестивале науки его презентовали известный калининградский меценат, вице-президент регионального филиала РСПП Александр Гирзекорн и скульптор Олег Сальников. Монумент будет отлит из бронзы.
Между тем инициативная группа, предлагающая установить памятник Бэру, может столкнуться с определенным сложностями, обусловленными спецификой местной политической конъюнктуры. Вот уже восемь месяцев как в Калининграде возобновилась активная «борьба с германизацией», инициированная группой журналистов и общественных деятелей. «Неправильная» фамилия выдающегося ученого (Бэр – выходец из семьи остзейских немцев) вполне способная стать еще одним поводом для информационных истерик о «ползучем онемечивании» российского эксклава. И тот факт, что Бэр всю свою жизнь был верен Российской короне, для профессиональных «патриотов» вряд ли станет препятствием. Генконсул Литвы в Калининграде Олегас Скиндерскис отметил негативное влияние очередной кампании в духе «окопного мышления» на общественное мнение: «Остается сожалеть, что вместо того, чтобы понижать температуру, кто-то ее взвинчивает. Достаточно одной искорки, чтобы человек с нестабильной психикой, наслушавшись иных ток-шоу, мог сделать непоправимое. Температура слишком высоко зашла, её надо понижать».