Памятник Достоевскому был установлен в Петербурге лишь 20 лет назад, а кажется, что стоял всегда. Фото со страницы «День Достоевского» в «ВКонтакте»
К дню памяти автора «Братьев Карамазовых», «Идиота» и хрестоматийного «Преступления и наказания» в Петербурге были приурочены официальная программа и ряд культурных событий на разных площадках. И это не считая обычных экскурсий по «Петербургу Достоевского», неизменно популярных у горожан и гостей Северной столицы.
Несмотря на то что в Петербурге у всемирно известного писателя никогда не было собственного жилья (за 28 лет жизни здесь он сменил 20 съемных квартир в далеко не самых фешенебельных кварталах), образ города в сознании мало-мальски просвещенной публики неизбежно связывается с биографией и персонажами Федора Михайловича. Теперь уже далеким прошлым кажутся времена, когда с большим трудом создавался мемориальный музей-квартира писателя в Кузнечном переулке, не было памятника неподалеку, на Большой Московской. Проект у скульптора Любови Холиной возник в конце 1950-х, но установлен монумент был только в 1997 году. Теперь кажется, что памятник стоял всегда.
Как бы ни печалились ревнители строгой мемориальности, в Петербурге мем «Достоевский» живет собственной жизнью, далекой от привычных клише. Кварталы, тщательно описанные в «Преступлении и наказании», стали почти респектабельными (хотя при внимательном рассмотрении все же обнаруживаются неизжитые трущобы и коммуналки). Основной День Достоевского проводится в Питере уже несколько лет в первую субботу июля, времени отнюдь не мрачного вопреки традиционному представлению о питерской погоде. В этот день воплощается множество творческих фантазий – от шествий и флешмобов до интерактивных представлений в здании бывшей гауптвахты на Сенной, где за нарушение цензурного устава когда-то оказался под арестом великий писатель.
Февральский день памяти проходит строже и, возможно, вдумчивее. Вчера к могиле Достоевского в Некрополе мастеров искусств возлагались цветы. Прошла панихида в соборе иконы Владимирской Божией матери. Музей в Кузнечном переулке бесплатно пускал посетителей, в нем народный артист Петр Семака читал отрывки из произведений. Затем была лекция о потомках Достоевского в годы революции и Гражданской войны. Вечером в театре «Мастерская» была премьера моноспектакля «Преступление и наказание. Девять дней Родиона Романовича Раскольникова» в постановке Андрея Гаврюшкина.
Можно назвать еще один авторский проект, накануне 9 февраля привлекший любителей неформата, которым славится Питер. В арт-салоне на Невском был представлен короткометражный фильм «Синдром Достоевского», где живут и разговаривают современные петербуржцы в современном Петербурге (но использованы и сюжеты романов классика, и публицистический «Дневник писателя»). Киноавтор Адре Галичанин, переехавший в Питер несколько лет назад, снимал свое произведение долго и тщательно редактировал.
Сам автор так рассказал «НГ» о замысле и воплощении: «Я долго не мог вписать своих героев в городскую среду, не знал, как это сделать. Подсказал сам Достоевский: говоря о петербургской архитектуре, он называет ее «безалаберной». И когда я стал снимать на улицах, которые были раскопаны под ремонт, нужную «безалаберность» я нашел. И еще – Достоевский очень трагичен, но недаром великий филолог Бахтин писал, что его стилистика выросла из народной смеховой культуры, и использовал термин «мениппея». Серьезное философское повествование в соединении с тончайшим юмором – вот что я хотел бы подчеркнуть в Достоевском, вот тема, звучащая в нашем городе в наши дни». В заключительных кадрах фильма камера уводит зрителя над петербургскими крышами в светлый туман над тропинкой к утреннему лесу: автор фильма удивляется, почему многие видят в Достоевском и его Петербурге мрак и грязь и не видят «мощного стремления к свету».
Санкт-Петербург