Фото с официального сайта Находкинского городского округа
В Находке прошел пикет против открытой перевалки угля, в котором приняли участие 3 тыс. приморцев в марлевых повязках с лозунгами «Остановите экологическую катастрофу!», «Мы хотим жить в чистом городе!», «Сохраните нашу Находку!». Активисты запустили сетевой флешмоб «Находка задыхается», в рамках которого ученики школы № 1, расположенной недалеко от угольного «Терминала Астафьева», рассказали о том, что утро в школе начинается с уборки классов от угольной пыли. Экологические протесты в Находке совпали по времени со стартом Года экологии, но могут быть связаны с политическими и деловыми интересами местных элит.
Перевалка угля на находкинских причалах идет открытым способом более 20 лет. Уголь ничем не закрыт, ковши погрузчиков опускаются в черную груду и переносят ее в трюм. Весной ветер меняет направление, и над городом повисает плотное облако угольной пыли. Ситуация ухудшилась несколько лет назад: топливо начали складировать не только на портовых причалах, под переработку и перевалку приспособили цех Находкинской жестянобаночной фабрики, а также большинство портовых причалов в районе мыса Астафьева.
В 2014 году открытый способ перевалки угля запретили, но указ касался только новых предприятий. Руководство ОАО «Терминал Астафьева» также пообещало в ближайшее время внедрить защитные экраны, купол, проект закрытого угольного перевалочного комплекса, на фундаменте которого будут храниться бетонные бочки с углем. Планировалось, что в таком виде груз будут выдавать погрузочными машинами на суда. Но это нереально, так как причалы расположены по обе стороны бухты. Руководитель компании предложил приобрести для города специальную уборочную машину для борьбы с пылью и передать ее безвозмездно для нужд коммунальных служб Находки. Между тем жители города готовятся к новой напасти: по слухам, в рыбном порту предполагается перегрузка еще более опасного груза – серы. При этом оборот угля растет с каждым месяцем: раньше в месяц на территорию порта заходило 300 вагонов, сейчас – 500.
ОАО «Терминал Астафьева» – один из пяти терминалов, занимающихся перевалкой угля в городской черте Находки. Он соседствует с портовым гигантом «Евраз – Находкинский морской торговый порт» (НМТП) и «Аттис Энтерпрайз». По словам представителя «Терминала Астафьева» Александра Бабченко, компания соблюдает экологические нормы: установлена 13-метровая защитная сетка, которую в будущем хотят нарастить до 20 м, уголь хранится под пологами. В НМТП, по словам менеджера по коммуникациям ООО «ЕвразХолдинг» Ольги Филякиной, «при перевалке делают все возможное для подавления угольной пыли. Открытые площадки, где хранится уголь, регулярно поливают из водяных пушек. Зимой вода превращается в тонкую ледяную корку, которая предотвращает распространение пыли. Согласно разработанной карте полива территории, по терминалу регулярно курсирует спецтехника, поливающая дороги. Уголь при погрузке защищают от просыпания специальными пологами. Сейчас в компании рассматривают проект перехода на закрытый способ перевалки угля».
Участники пикета пытались добиться ответов на вопросы у депутата гордумы Валерия Мишкина. Он предложил «выбрать его президентом, тогда он законы поменяет, а так у депутатов нет таких полномочий»: причальная зона города находится в федеральной собственности. На словах угольщики обещают провести мероприятия, снижающие выброс вредных и токсичных отходов.
Впрочем, в «угольных войнах» может быть не все так просто. В прошлом году со скандалами в Находке выбирали депутатов Заксобрания и Госдумы, в этом предстоят выборы в гордуму. Между тем ряд мероприятий «угольной войны», судя по данным СМИ, может инициироваться сотрудниками аппарата находкинского парламента, лояльными депутату Заксобрания от «Единой России» Руслану Маноконову. Он уже трижды проходил в краевой парламент от Находкинского округа и имеет сильное влияние на нынешнего спикера гордумы. Маноконов является фигурантом дела о махинациях с бюджетными средствами, которое сейчас слушается во Фрунзенском суде Владивостока.
Владивосток