Фото Андрея Кузьмина
В Екатеринбурге вчера состоялась акция протеста против отмены в феврале льготного проезда в общественном транспорте для инвалидов, ветеранов труда и пожилых пенсионеров. Горожане совершили прощальный «бесплатный рейс» на трамвае до площади Труда, где у памятника основателям города организовали пикет и сбор подписей за возвращение льгот.
До недавнего времени около 120 тыс. горожан получали из бюджета пособие, которое равнялось стоимости безлимитного проездного билета на несколько видов транспорта. В 2016 году оно составляло 426 руб., в 2017 году глава администрации Александр Якоб увеличил размер пособия до 433 руб., но одновременно поднял стоимость проездного до 1000 руб. Проезд для льготников, по сути, стал платным. Мэрия объясняет свои действия тяжелым положением муниципальных транспортных предприятий. Городская администрация несколько лет назад уже заявляла о скорой отмене льготного проезда, но после переговоров с областными властями отказалась от своего решения.
Год назад проблема вновь обострилась: мэрия потребовала выделить из областного бюджета 700 млн руб., пригрозив в случае отказа ввести платный проезд для пенсионеров. Областное правительство вновь замяло вопрос, увеличив Екатеринбургу объем выделяемых субсидий. В 2017 году договориться не удалось и социально уязвимые категории граждан лишились льгот.
Мэрия сочла, что пожилым людям вполне хватит 40 поездок в месяц. Как утверждают чиновники, активных льготников в городе всего одна треть – остальные либо никуда не ездят, тратя дотацию на другие нужды, либо ездят очень редко. Соответственно лишь незначительной части пенсионеров придется доплачивать 600 руб. при покупке безлимитного проездного. Верны ли расчеты мэрии – большой вопрос. Истинная причина отмены льгот скорее всего кроется в другом: пресс-секретарь администрации Екатеринбурга Денис Сухоруков утверждает, что на решение повысить стоимость проездного повлияло отсутствие субсидий из вышестоящего бюджета. В правительстве региона это опровергают.
Заместитель начальника отдела Министерства транспорта и связи Свердловской области Николай Моргунов сообщил «НГ», что Екатеринбургу ежегодно выделяется внушительная сумма на организацию транспортного обслуживания населения. На что ее потратить, решает сама мэрия.
Депутат Екатеринбургской думы Александр Косинцев подтвердил, что региональные власти косвенно компенсируют городу затраты на перевозку пассажиров, но выделять деньги непосредственно на компенсации екатеринбургским льготникам область не может: тогда пришлось бы компенсировать затраты и другим муниципалитетам. Косинцев считает, что Александр Якоб в пылу противостояния с областной властью разрушил сложившиеся традиции, ущемив интересы ветеранов, причем вместо отмены льгот мэрии следовало бы разобраться с экономикой перевозок.
Екатеринбург