Фото с официального портала Красноярского края
Тема возможной продажи ряда предприятий, находящихся в краевой собственности, становится центральным сюжетом в политической жизни Красноярья. О намерении избавиться от этих активов в январе заявил губернатор Виктор Толоконский, когда он ставил задачи на год своим подчиненным. Речь, в частности, шла о продаже ОАО «Красноярскнефте
На первой в этом году сессии Заксобрания некоторые депутаты захотели услышать от исполнительной власти подробности этого замысла. Дело в том, что расставание с этими предприятиями не предусмотрено краевым планом приватизации на 2017 год, поэтому для парламентариев планы губернатора оказались сюрпризом. Однако рассмотрение этого вопроса перенесли на следующую сессию. Тем не менее председатель краевого парламента Александр Усс уже публично усомнился в целесообразности распродажи краевых предприятий.
«Вопросы смены формы собственности, чему быть государственным, а чему частным, – дело тонкое, и впопыхах его воплощать в жизнь нельзя. Бюджет был принят буквально полтора месяца назад, и честно говоря, не понимаю, почему после наступления нового года мы опять начинаем обсуждать какие-то идеи, – отметил спикер Заксобрания. – Предприятия, которые являются звеньями, обеспечивающими жизненную инфраструктуру, продавать не стоит. Они должны находиться под контролем государства, и его роль должна быть усилена. В кризис складывается не лучшая конъюнктура цен, и хороший хозяин ничего не продает. В кризис надо покупать, чтобы если и продавать впоследствии, то с выгодой».
Усс подчеркнул, что все решения по продаже краевых активов должны быть утверждены Заксобранием, намекнув, что с этим у исполнительной власти могут возникнуть проблемы. В качестве примера спикер вспомнил старый анекдот: «Мудрый еврей пришел к нотариусу и начал спрашивать, хорошая ли это нотариальная контора, могут ли надежно разделить его имущество. Он получил исчерпывающие ответы на все эти вопросы, которые заняли час, а потом попросил лист бумаги, взял ручку и задал завершающий вопрос: «Скажите, а «никому ничего» отдельно или слитно пишется?» Поэтому из этих предприятий «никому ничего».
То, что краевой парламент, несмотря на конституционное большинство «Единой России», может потрепать нервы исполнительной власти, свидетельствует недавняя история с продажей предприятия «Шушенская марка». Некогда оно было флагманом алкогольной промышленности края, но в 2012 году закрылось. Краевая власть решила его выкупить, чтобы сохранить оборудование и имущественный комплекс. В конце прошлого года была запущена обратная процедура – «Шушенскую марку» решили выставить на торги, но депутаты в декабре идею не одобрили (см. «НГ» от 17.01.17). Только ценой неимоверных усилий правительству удалось на прошлой неделе добиться одобрения депутатов Заксобрания идеи о проведении торгов.
Тем не менее наблюдатели считают, что пока рано говорить о конфликте первых лиц края. «Процесс приватизации, продажи стратегических для региона краевых предприятий априори не мог не вызвать острой дискуссии в высших эшелонах региональной власти. Учитывая сложную ситуацию с бюджетом и государственным долгом края, приватизация выглядит как пожарный вариант латания дыр, который может аукнуться в дальнейшем, – отмечает политолог Дмитрий Золотухин. – Не думаю, что мы станем свидетелями открытого противостояния ветвей краевой власти, как это было в начале нулевых. С большой долей вероятности можно предположить, что в ближайшие месяцы в исполнительной и законодательной власти будет идти процесс кулуарного обсуждения деталей, тонкостей, условий и сроков продажи предприятий».
Красноярск