На фото Председатель главных конструкторов Свердловской области Леонид Шалимов. Фото сайта pravdaurfo.ru
Совет главных конструкторов Свердловской области заявил, что сокращение оборонного заказа в 2017 году и перевод после 2020 года военного производства на конверсионные рельсы ничего хорошего не принесет. По мнению промышленников, если государство прекратит достойное финансирование ОПК, то в стране не будет не только гражданской, но и военной продукции.
Председатель Совета, член-корреспондент Академии инженерных наук Леонид Шалимов утверждает, что к выпуску высокотехнологичной гражданской продукции оборонка не готова, а производить кастрюли, как в 90-е годы, нет смысла. По его мнению, конверсия подразумевает другую психологию у разработчиков и другую экономику, на создание которых требуются время и деньги.
Сегодня военные заводы рассчитывают затраты по определенной методике и плюсуют к ним накладные расходы, что изначально делает их гражданскую продукцию неконкурентоспособной. К тому же вся гражданская продукция проектируется в модели 3D, поскольку это сильно сокращает сроки разработки, а военная – на бумаге, потому что заказчику можно предъявить лишь бумажную документацию.
«Оборонщики» привыкли работать с заданным перечнем элементной базы для военной продукции, отчего плохо ориентируются на рынке. В итоге высококлассные специалисты, которые занимаются математическим моделированием и аэродинамикой полета боеголовки, оказываются неконкурентоспособными при разработке гражданкой продукции.
В связи с этим, считает Совет главных конструкторов, сокращать госзаказ оборонным предприятиям надо очень избирательно и без всякой кампанейщины. Здесь нужны новые подходы – например, вывод отдельных операций на аутсорсинг или создание новой производственной структуры. Некоторые компании уже начали это делать: например, Уральский электрохимический комбинат (УЭХК) активно создает промышленный кластер на основе обособившихся подразделений. Но и здесь есть подводные камни.
Большинство участников кооперации – государственные предприятия, а потому вынуждены проводить закупки через тендер, теряя драгоценное время. Промышленники недоумевают: зачем применяются конкурсные процедуры в коммерческих заказах? Ведь самый лучший контролер – это заказчик. По мнению заместителя генерального директора по развитию неядерного бизнеса УЭХК Олега Елистратова, если закон о закупках не поправят, то кластер работать не будет.
Леонид Шалимов полагает, что конверсия провалится, если ведущие государственные корпорации России не будут вкладываться в опытно-конструкторские работы. Сегодня их вклад в эту сферу несопоставим по сравнению с иностранными компаниями, отчего импортозамещение буксует: падение оборонного заказа и рост локализации производства не коррелируются между собой.
Российские госкорпорации поступают сейчас весьма просто: присылают на заводы перечень готовой продукции, которую они готовы закупать. Но откуда у предприятия ОПК может быть высокотехнологичная установка, если ему деньги государство платит строго под военные заказы? Предприятие может ее сделать, но оно должно понимать, за счет чего окупит затраты на опытно-конструкторские работы.
В стране есть положительные примеры взаимодействия госкорпораций и оборонных предприятий. Екатеринбургское «НПО автоматики» за счет своих средств разработало систему управления для электровоза «Синара», потому что было твердо уверено, что ОАО «РЖД» будет закупать новые машины. Опираясь на этот опыт, свердловские промышленники предлагают государству создать фонд для выпуска гражданской продукции либо на переходный период дать гарантии по закупкам отечественной продукции в рамках импортозамещения.
Председатель комитета по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Анатолий Сысоев полагает, что правила игры в экономике надо менять. Если этого не произойдет, то после 2020 года в ОПК будет та же ситуацию, что и в 90-е годы прошлого века.
Екатеринбург