Фото пресс-службы ЕМУП "Трамвайно-троллейбусное управление"
Власти Екатеринбурга намерены к июлю трансформировать систему общественного транспорта города: количество трамвайных маршрутов будет сокращено в три раза, автобусных и троллейбусных – в два. Этот шаг, полагают в мэрии, улучшит работу транспорта и позволит сократить выплаты из бюджета на покрытие убытков перевозчиков. Некоторые депутаты считают, что реформа потенциально коррупциогенна.
Сейчас транспортная сеть Екатеринбурга работает неэффективно: трамваи и автобусы ходят полупустыми, а потому довольно редко, а дублирующие их маршрутки часто проскакивают остановки, поскольку их владельцы не всегда соблюдают условия договора по количеству транспортных единиц на одном маршруте. Ситуацию усугубляют левые микроавтобусы, которые выходят на маршрут без разрешения. Мэрия грозилась изгнать их еще два года назад, но без результата. В итоге убытки транспортных предприятий достигли 2 млрд руб., а в бюджете на 2017 год заложено на их компенсацию лишь 700 млн руб.
По словам руководителя муниципального комитета по транспорту Игоря Федотова, реформа предполагает более эффективное использование подвижного состава. Горожанам предлагается добираться из одной точки города в другую с пересадками по специально разработанным маршрутам. Время в пути по расчетам разработчиков реформы останется прежним из-за сокращения интервалов движения. Чтобы не было роста затрат населения на проезд, намечено введение повременного тарифа.
Транспортная реформа стала для екатеринбуржцев неожиданностью. Народ стал обращаться к представителям власти за разъяснением, однако те и сами мало что знают. Депутат гордумы Константин Киселев говорит, что идея сама по себе правильная, транспорт реформировать надо, но за полгода до часа икс ничего пока не готово. Совершенно непонятно, что будет представлять собой повременный тариф, как будут переходить люди с огороженных трамвайных путей на автобусные остановки. Неясно также, за счет чего сократятся интервалы в движении транспорта.
Председатель думской комиссии по городскому хозяйству Владимир Крицкий считает, что подвижной состав будет ходить быстрее за счет выделенных полос: ГИБДД должна следить за тем, чтобы ее не занимали автомобилисты. Депутата больше волнует вопрос с резервированием транспорта. Если электротранспорт встанет, жителям целого микрорайона не на чем будет уехать. Потребуется срочно перебросить большое количество автобусов, но где их взять? Содержать «пожарную команду» бюджет явно не будет, стало быть, нужен договор с частной компанией.
Депутат гордумы Олег Хабибулин предполагает, что приоритет будет отдан скорее всего «своим» частникам. По его мнению, не исключена коррупционная составляющая при реализации новой транспортной сети, поскольку после двух лет разговоров о поддержке муниципальных предприятий все в итоге выливается в лоббирование коммерческого транспорта, который и будет получать львиную долю бюджетных компенсаций.
Екатеринбург