Фото пресс-службы Главного управления МЧС России по Ленинградской области
В Финском заливе продолжается поиск исчезнувшего небольшого траулера «Монни». Надежд на то, что трое рыбаков с пропавшего 4 января в десятке километров от побережья судна, могут оказаться живыми, было мало. Расследование трагического инцидента, происшедшего в Кингисеппском районе Ленинградской области, находится на контроле у руководства Северо-Западного Следственного управления на транспорте СК РФ. 9 января к 15 часам было обследовано, по сообщению МЧС, почти 1,5 кв км акватории и побережья, но безрезультатно.
Капитан «Монни» Александр Масленников и двое матросов – Алексей Наговицын и Андрей Чуманов – жители старинной деревни Вистино Кингисеппского района. И для коренного ижорского населения, и для селившихся здесь с середины XX века приезжих, рыбачий промысел определял жизнь. Даже ежегодный День Вистина совпадает с Днем рыбака. Когда-то на здешний рыбзавод прямо с лодок по утрам привозили рыбу, которая немедленно превращалась в консервы – шпроты, «ряпушку в томате», «леща в томате», коптилась с помощью ольхового дыма. Сейчас вистинские шпроты канули в вечность, но промысел в тех или иных формах существует. 3 января экипаж «Монни» вышел из порта Усть-Луга (рядом с Вистино) и должен был вернуться 4 января к 10 утра. Улов, как сообщалось, составлял 5 тонн салаки. В 8. 10 состоялись последние переговоры Масленникова с диспетчером порта. Капитан сообщал, что судно следует в порт, на рыбокомбинат. Диспетчер дал «добро», но в 8. 28 судно пропало с экранов.
МЧС и другие службы объявили о начале поисков. Появилась информация о масляном пятне близ деревни Липово, затем она не подтвердилась. В воскресенье водолазы МЧС направились на место срабатывания аварийного буя. В тот же день вечером состоялось расширенное совещание Следственного управления. Парой дней раньше было заведено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ – (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее смерть двух или более лиц), изъята документация касательно выхода судна в плавание. В день выхода «Монни», как и в день исчезновения, погода была не штормовой, но морозной. Специалисты не исключают обледенения надстройки судна, вследствие чего могла нарушиться его остойчивости и, в итоге, траулер мог опрокинуться.
Сейчас идет спор о том, можно ли было выпускать «Монни» в море и было ли у капитана должное разрешение. Все трое членов экипажа – опытные моряки. Но жители побережья рассказывают на форумах и о том, что порой команда шла на риск – были технические неисправности, бывал перегруз рыбы – до 12-15 тонн. В последний же рейс, по ряду свидетельств, рыбаки с «Монни» просто рвались – «окошко», нет шторма. На кингисеппском форуме один из пользователей, к которому, по его словам, заходил в праздники Чуманов, рассказывает: «Андрею денег не платили, дали 10000 за 40 тонн – это за 4 рейса, сказали, после Нового года будет в доле.., вот за что Андрюха рисковал жизнью». Муж официальной владелицы «Монни» сообщил питерским журналистам, что судно было сдано в аренду рыбколхозу «За Родину». Однако, как рассказали «НГ» жители Вистина, этого рыбколхоза давно не существует, как и значащегося в справочниках по одному с ним телефонному номеру (впрочем, не отвечающему на звонки) рыбколхоза «Балтика». Промыслом же занимаются небольшие артели, которые сдают рыбу на Усть-Лужский рыбокомбинат.
В местной администрации сказали «НГ», что всем трем семьям будет оказана положенная по закону социальная помощь – когда будут найдены тела. У всех рыбаков остались дети, а семью капитана еще год назад постигло горе – умерла жена. Его двое сыновей теперь остались с бабушкой – 70-летней работающей пенсионеркой.