Фото агенства городских новостей "Москва"
Смертоносный концентрат для ванн «Боярышник», выкосивший более 70 жителей Иркутской области, вновь обнажил проблему контрафакта, ведь вместо этилового в него добавили метиловый спирт. А задуматься и вправду есть над чем. Согласно недавно обнародованному исследованию НИУ «Высшая школа экономики», за последние пять лет оборот поддельных товаров на потребительском рынке России увеличился почти втрое. В прошлом году на нелегальную продукцию в общем обороте розничной торговли приходилось 9%, или 2,5 трлн руб. (в 2009 году – 6% и 910 млрд. руб., соответственно). В результате каждый десятый продаваемый на территории страны товар является поддельным.
Как оказалось, самая высокая доля подделок на рынке алкогольной продукции (порядка 40%) и в легкой промышленности (35%). За ними следуют парфюмерия и косметика (около 20%), продовольствие (около 10%), товары для личной гигиены, чистящие и моющие средства (по 5%), а табачные изделия (4%). На эти семь категорий приходится около 60% розничного оборота. Основными каналами сбыта нелегальной продукции остаются прилавочные магазины, киоски, точки на рынках и интернет-магазины. Реальные доходы населения который год подряд демонстрируют отрицательную динамику (2015 год – на 3,2%, 2016 год – 5,8%), поэтому граждане стали менее требовательно относиться к происхождению и качеству промтоваров, отдавая предпочтение более дешевым аналогам.
Подделки везут не только из-за рубежа (серый импорт, контрабанда), но и изготовляют внутри страны (неучтенное производство). По данным ФТС России, только в прошлом году было выявлено более 18,1 млн единиц контрафактной продукции (в 2014 году – 9,5 млн), а предотвращенный правообладателям ущерб превысил 3,9 млрд руб. (около 2,5 млрд). В свою очередь отечественных теневиков стимулируют снижение объемов внешней торговли и пресловутый курс на импортозамещение, а также удешевление производства из-за девальвации рубля и распродажи оборудования обанкротившимися предпринимателями.
Одной из предпосылок развития нелегального рынка алкоголя и табака является стремительный рост акцизов, который ведет к повышению цен и снижению продаж легальной продукции в условиях экономического кризиса. Негативно влияет на ситуацию и отсутствие сбалансированной акцизной и ценовой политики в странах ЕАЭС. По оценкам компании «Nielsen», в текущем году 60,2% контрабандных сигарет поступили к нам из Республики Беларусь, Казахстана, Армении и Кыргызстана. В регионах, граничащих с Белоруссией и Украиной, доля таких сигарет за год выросла более чем вдвое – с 3% до 6,9%, а с Казахстаном – втрое (с 1,1% до 3,4%).
Не менее остро вопрос с контрафактом стоит и в других отраслях. В частности, в прошлом году Росздравнадзор изъял из обращения 23 серии 9 торговых наименований фальсифицированных лекарств. Ряд из них представляли реальную угрозу жизни и здоровью граждан в случае приема. При этом общая доля недоброкачественных лекарств достигала 4,3% (2014 год – 2,5%). После проверки 3 тыс. воздушных судов специалисты ФГУП «ГосНИИГА» обнаружили свыше 5 тыс. «неаутентичных» компонентов, влияющих на безопасность полетов. В автомобильной промышленности и сельскохозяйственном машиностроении объем контрафактных запчастей может достигать 20-30%.
Как показывает практика, ужесточение мер ответственности (ст. ст. 171. 1, 202. 2, 235. 1, 238. 1 УК РФ) не привело к ожидаемому сокращению объемов незаконно ввозимых, производимых и реализуемых на территории страны контрафактных промтоваров. По этой причине еще в прошлом году Указом президента №31 была создана госкомиссия, которая координирует деятельность госорганов по противодействию незаконному ввозу, производству и обороту промтоваров, в том числе контрафактных, а также мониторит ситуацию в этой сфере на территории страны. Комиссию возглавил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. В регионах аналогичные комиссии возглавляются непосредственно губернаторами. Первоочередные меры по борьбе с контрафактом закреплены в Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 05. 12. 2016 №2592-р. Основной целью документа является сокращение объемов незаконного оборота (производства и реализации) промтоваров и его влияния на социально-экономическое развитие страны. Для достижения этой цели, как это обычно бывает, планируется: усовершенствовать организационно-правовые основы деятельности госорганов; разработать и внедрить единую систему мониторинга ситуации в данной сфере; развивать международное сотрудничество со странами ЕАЭС, а также сформировать нетерпимое отношение граждан к потреблению нелегальной продукции.
Пока же этого не произошло, государство пытается навести порядок в отдельных сферах. В частности, в начале декабря вступил в силу запрет на продажу меховых изделий без специальной электронной маркировки. Речь идет о RFID-метках (Radio Frequency IDentification, или радиочастотная идентификация), которые способны хранить данные и передавать их бесконтактным способом с помощью радиосигнала. Чип позволяет отслеживать движение товара от производителя или границы, если это импортный мех, до конечного потребителя. Установка одной метки в зависимости от способа крепления обойдется предпринимателю от 15 до 22 рублей. Оператором системы маркировки меховых изделий является Федеральная налоговая служба, а проверку исполнения новых правил осуществляет Роспотребнадзор. За оборот немаркированных мехов и нарушение порядка их маркировки предусмотрена административная и уголовная ответственность. Кстати, в следующем году начнут маркировать ограниченный набор дорогостоящих, централизованно распространяемых лекарств, предназначенных для лечения редких заболеваний по семи нозологиям. На следующем этапе QR-код получат жизненно важные препараты из специального перечня.
Тогда же в Госдуму поступил сенаторский законопроект об ужесточении уголовной ответственности за безлицензионный оборот алкоголя. Согласно ему, производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии, совершенные в крупном размере (более 300 тыс. руб.) будут наказываться штрафом от 2 до 3 млн. руб. либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности на аналогичный срок. При наличии отягчающих обстоятельств (совершение деяния организованной группой или в особо крупном размере (более 1 млн. руб.)) будет назначено более суровое наказание – штраф от 3 до 4 млн. руб. либо 5-летнее лишение свободы. Помимо этого будет криминализирована неоднократная продажа алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции индивидуальным предпринимателем. В этом случае ему грозит штраф от 100 до 300 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до двух лет. Причем неоднократной продажей будет считаться та, что была совершена ранее административно наказанным гражданином. Тем не менее, по неутешительным прогнозам, в этому году будет продано порядка 20 млн дал нелегальной водки, 20 млн дал самогона и около 55 млн дал суррогатов (спиртосодержащих жидкостей двойного назначения и аптечных настоек).