Разговоры о социальной ориентации очередного бюджета давно стали обязательным элементом презентации ежегодной сметы расходов и доходов в Калининградской области. «Социализация» регионального и локальных бюджетов происходит за счет того, что на балансе области и муниципалитетов находятся такие затратные сферы, как медицина и образование. Что же касается социальной поддержки неимущих, к которым, даже по официальным данным, относится более 15% населения, то самыми массовыми формами такой помощи являются субсидии на оплату коммунальных платежей и социальные выплаты лицам, официально признанным малообеспеченными. Субсидию за первые девять месяцев 2016 года получали 9 тыс. семей, что на 5 тыс. домохозяйств меньше аналогичных данных за январь–сентябрь 2015 года. Общий ежегодный объем выплат на коммунальные услуги составляет 348 млн руб. Средняя сумма субсидии на одну семью ежемесячно равна 1100 руб.
Социальными выплатами малообеспеченным охвачено 188 тыс. жителей Калининградской области, на эти цели в этом году затрачено 809 млн руб.: 46% данной суммы получено из федерального бюджета, остальное – из региональной казны.
Сегодня прослеживается очевидная тенденция к фактическому урезанию расходов на социальные нужды под привычные рассуждения о необходимости повысить уровень адресации процесса раздачи социальных бонусов. Так, в ноябре областное правительство предложило ограничить круг получателей местной доплаты на рождение детей. Речь идет о введении некоего индекса (в данном конкретном случае – в отношении ежемесячных доходов на каждого члена семьи, превышающих два прожиточных минимума), после которого данная выплата не производится. Даже чиновники из социальных ведомств признают, что новелла сократит число потенциальных претендентов на пособие по рождению ребенка на одну пятую. К слову сказать, размер этих выплат отнюдь не велик: 3 тыс. руб. за первенца, 8 тыс. руб. – на второго, 10 тыс. руб. – на третьего и всех последующих. Вряд ли экономия этих сумм позволит качественно улучшить положение областной казны.
На этом адресация социальных выплат не закончилась. В местном Минфине уже предложили оставить дотирование платы за дошкольные учреждения только тем семьям, которые официально признаны малообеспеченными. На практике данный шаг обернется двукратным ростом цены этой услуги для родителей. Причем затронет эта мера подавляющее большинство молодых семей. С учетом того, что они относятся к наиболее активной части населения, местным властям гарантирована вспышка социального недовольства.
Даже депутаты местных советов, представляющие «Единую Россию», обращают внимание на лукавство официальной методики определения уровня бедности. Депутат горсовета Калининграда Олег Шкиль отметил, что если доходы человека превысят установленную нормативом планку даже на рубль, то он тут же потеряет возможность получать дотацию, но при этом уровень его жизни фактически никак не изменится.
По мнению социологов, протестный потенциал региона растет, но пока публичных проявлений этой тенденции незаметно. Местные власти стараются лишний раз не раздражать обывателей предоставлением дополнительных бонусов чиновникам, которые и без того относятся к одной из самых высокооплачиваемых групп населения. По этому показателю бюрократы занимают третью позицию среди профессиональных страт региона.
Калининград