0
3481
Газета Регионы России Интернет-версия

16.12.2016 00:01:00

Власть шаговой доступности

Тэги: московская область, муниципальная реформа


Муниципальные преобразования в Московской области стали одной из самых обсуждаемых политических тем последнего времени. В регионе уже объединились несколько муниципалитетов: Юбилейный и Королев, Балашиха и Железнодорожный, Подольск, Климовск и Подольский район, статус «городской округ» получили Озерский, Мытищинский, Каширский, Егорьевский, Шаховской и Серебряно-Прудский районы. На очереди  формирование городских округов на территории, в частности,  Люберецкого, Павлово-Посадского и Рузского районов.

Ничего нового в Московской области не придумывают: действующее много лет законодательство предусматривает как два уровня структуры муниципальной власти («район – поселение»), так и один, при котором районные муниципалитеты объединяются в рамках одного городского округа. Последняя схема, кстати, более десятка лет успешно применяется в Домодедове (см. «НГ» от 23.11.16). Именно этот вариант и задействуется в нынешнем случае, причем, напомним, приблизительно так и выстраивались механизмы управления еще в советское время. Изначально причиной, давшей старт масштабной реформе еще в 2013 году, послужило большое количество обращений граждан с жалобами на неэффективную работу местных администраций. Итог формирования городских округов: только за прошлый год удалось сэкономить более 2 млрд руб. (см. «НГ» от 07.12.16).

Преимущества, которые дает реформа, подробно описал губернатор Андрей Воробьёв на минувшей неделе в интервью телеканалу «Россия 1».  Губернатор выделил три главных момента. Прежде всего это экономия бюджетных денег за счет сокращения бюрократического аппарата. «Это дает жителям экономию бюджета, в разных районах по-разному: в городском округе Мытищи – около 500 млн руб., в Люберцах – около 400 млн руб., – рассказал Андрей Воробьёв. – Это концентрация ресурсов городского округа на решение проблем – парк, ливневка, детский сад, благоустройство и текущий ремонт дворов, все, что является стратегически важным. Мы должны быть очень рачительными к бюджетным средствам. Затраты на содержание властных институтов, муниципальной и региональной, должны быть максимально оптимизированы».

Еще одно преимущество: за счет выравнивания коммунальных и транспортных тарифов жители только выигрывают. При этом все действующие преференции для жителей села остаются в полном объеме. «Мы сохраняем все льготы и стараемся проводить единую тарифную политику, – подчеркнул Андрей Воробьёв. – Очень часто в границах муниципального района вы едете из одного города в другой и платите в два-три раза больше. Городской округ предполагает единый тариф на общественный транспорт, на тепло и на воду. Поэтому здесь есть прямая экономия для людей».

Наконец, еще одно последствие реформы – повышение управленческой эффективности. В городском округе появляется единая вертикаль власти, которая не дает сбой ни от наблюдаемых подчас политических противоречий по линии «район – поселение», ни от избытка чиновников с дублирующими функциями. Власть становится по-настоящему в шаговой доступности от населения. Ездить в районный центр за получением тех или иных муниципальных услуг больше не приходится: во всех поселениях органы самоуправления приобретают статус территориальных подразделений городского округа с полным набором абсолютно всех муниципальных функций, полномочий, ответственности. При этом располагаться они будут по тому же адресу, что и нынешняя администрация поселения. В итоге общаться с властью по своим насущным вопросам жителям станет только удобнее.

Обязательным условием производимых изменений является их широкое обсуждение и учет мнения жителей территории. Руководители муниципалитетов подтверждают выкладки областных властей. «Сегодня у нас администрация имеет численность около 372 муниципальных служащих. До момента объединения территории поселений численность доходила до 800 с лишним человек. Это дает экономию около 350–400 млн руб.», – рассказал СМИ глава городского округа Мытищи Виктор Азаров.

Его коллеги рассчитывают на схожий позитивный эффект. Впрочем, возможно, кому-то из сокращаемых чиновников формирование городских округов может и не понравиться, но только из личных соображений. «Сегодня у нас в районе вместе с поселениями работают 814 человек.  В случае формирования округа будет 460, – заявил журналистам глава Люберецкого района и города Люберцы Владимир Ружицкий. – Даю себе отчет – часть людей останется без работы. Но я абсолютно уверен, в перспективе должны остаться думающие, профессиональные люди, потому что вопросы надо будет решать важные».

«Мы уже год прожили в формате городского округа, и могу сказать, что потерявших нет, – поделился с прессой глава городского округа Кашира Алексей Спасский. – Те поселения, несмотря на звучавшие опасения о том, что они лишились самостоятельности какой-то и денег, они получили больше, чем имели до формирования единого городского округа». Глава Красногорского района Михаил Сапунов в беседе с губернатором подчеркнул, что обсуждению вопроса формирования городского округа на его подведомственной территории уделяется первостепенное внимание. «Руководством районной администрации на регулярной основе организуются встречи с общественностью, в ходе которых подробно разъясняются особенности проводимой работы по объединению территории поселений, входящих в состав Красногорского района», – сказал Михаил Сапунов. По его словам, работа по информированию жителей идет очень активно, об этом говорится на каждой встрече. «Большое количество людей поддерживают эту инициативу», – отметил глава района.  

Подмосковью присвоили позитивный рейтинг

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) присвоило Московской области кредитный рейтинг AA (RU), прогноз «Стабильный». Это обусловлено высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и сбалансированной долговой нагрузкой при умеренном риске предприятий расширенного госсектора и плановом росте оборотов по привлечению и погашению долга внутри года.

Ключевые факторы рейтинговой оценки:

– высокая диверсификация экономики;

– выгодное географическое положение;

– стабильные бюджетные показатели;

– умеренный уровень долговой нагрузки в сочетании со сбалансированной структурой долга;

– существенный объем обязательств предприятий государственного сектора;

– избыточная ликвидность бюджета.

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.

Четыре района стали городскими округами

Московская областная дума на вчерашнем заседании приняла закон о преобразовании Люберецкого, Рузского, Павлово-Посадского и Красногорского районов в городские округа. В составе Люберецкого городского округа объединены территории городских поселений Красково, Люберцы, Малаховка, Октябрьский, Томилино. В Красногорском районе объединяются городские поселения Красногорск, Нахабино, сельские поселения Ильинское и Отрадненское. На территории Павлово-Посадского района – городские поселения Павловский Посад, Большие дворы и сельские поселения Аверкиевское, Кузнецовское, Рахмановское и Улитинское. В Рузском районе – городские поселения Руза, Тучково и сельские поселения Волковчское, Дороховское, Ивановское, Колюбакинское, Старорузское.

«Положительный эффект с точки зрения социально-экономической ситуации, развития муниципалитетов, где формирование городских округов уже произошло, несомненен, – констатировал ранее председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов. – Городской округ дает возможность устранить такие проблемы, как разграничение имущества и полномочий между районом и поселениями в его составе, а также исключает фактор межличностных конфликтов между главой района и главами поселений. На местах появятся территориальные управления, которые будут находиться в здании администрации поселений».

Как подчеркивал спикер областного парламента, процесс объединения территории поселений в городской округ позволяет аккумулировать все финансово-экономические, имущественные, организационные, кадровые ресурсы на одном уровне. Это, в свою очередь, позволяет усилить за ними контроль. «Московская область заинтересована в том, чтобы на территории региона были сформированы экономически и финансово дееспособные муниципальные образования, способные эффективно решать вопросы местного значения, – отметил Игорь Брынцалов. – При этом местное самоуправление должно развиваться в первую очередь как власть шаговой доступности для жителей».

Преимущества преобразования муниципального района в городской округ

I. РОСТ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА за счет: 

– единых подходов в налоговой политике (единые налоговые ставки на землю, имущество физлиц, ставки аренды, налоговые льготы); 

– централизации учета поступления налоговых платежей; 

– централизации учета имущественного комплекса.

Пример: в Рузском районе запланировано увеличение бюджета с 0,8 млрд руб. до 1,6 млрд руб.

II. РОСТ ИНВЕСТИЦИЙ за счет снижения рисков и административных барьеров: 

– создание дополнительных рабочих мест.

Пример: в Кашире удалось создать порядка 1500 рабочих мест за 2016 год, промышленное производство выросло на 11%. 

III. СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ и расходов из бюджета.

Примеры: экономия в среднем от 1,5% (Истра) до 9% (Люберцы) доходов бюджета. 

IV. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

– возможность избежать дублирования функций между районом и поселениями (в части управления подведомственными учреждениями).

Пример: в Озерах внедрение одноуровневой системы управления ускорило решение вопросов по оформлению земли, строительству.

V. Аккумулирование ресурсов и их перераспределение для РЕШЕНИЯ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ПРОБЛЕМ конкретного населенного пункта: 

– участие в госпрограммах за счет бюджетных средств, привлечение кредитов. Ранее поселения с небольшими бюджетами не могли участвовать в программах, поскольку не удовлетворяли требованиям к уровню софинансирования.

Пример: мкр Юбилейный подключен к единой системе водоснабжения Королева, выполнена закольцовка системы водоснабжения. В микрорайоне появилась чистая вода, которой обеспечены 115 многоквартирных домов, 19 тыс. жителей.

VI. ЕДИНЫЙ ТАРИФ НА ПРОЕЗД внутри городского округа при оплате картой «Стрелка»: с 01.01.17 – 31,65 руб. (в 2016 году – 30 руб.).

VII. ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЖКХ позволит:

– улучшить работу по благоустройству, сократить персонал за счет объединения, внедрить единые нормы и требования к благоустройству; 

– постепенно перейти к единым тарифам на тепло-, водоснабжение, водоотведение.

Пример: изменение тарифов в Климовске с 01.07.16: вода: ДО – 29,95 руб/куб. м, ПОСЛЕ – 27,59 руб/куб. м; водоотведение: ДО – 26,75 руб/куб. м, ПОСЛЕ – 24,31 руб/куб. м; отопление – 2172,2 руб/гкл (на уровне 2015 года).

VIII. Единые стандарты социальной политики. РАВНЫЙ ДОСТУП К УСЛУГАМ медицинских, дошкольных, образовательных учреждений.

IX. В объединенном городском округе все сельские населенные пункты сохранятся, следовательно – СОХРАНЯТСЯ ВСЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ (сельским работникам культуры, учителям, медработникам, соцработникам и др.), так как льготы закреплены за населенным пунктом, а не за муниципальным образованием.

X. Жителям НЕ ПОТРЕБУЕТСЯ МЕНЯТЬ ДОКУМЕНТЫ: паспорта, СНИЛСы, ИНН, свидетельство о собственности и другие документы – все будут действительны. Прописка останется прежней.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
2011
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1962
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
893
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1303

Другие новости