Прокурор Михаил Савчин напомнил о возбуждении в этом году в крае ряда громких антикоррупционных дел. Фото с официального сайта Законодательного собрания Красноярского края
Красноярская прокуратура подвела предварительные итоги борьбы со коррупцией и злоупотреблениями в органах государственной и муниципальной власти. По сообщению пресс-службы прокуратуры края, в этом году в регионе зарегистрировано около 6,5 тыс. правонарушений, имеющих коррупционную составляющую. По материалам прокурорских проверок возбуждено 31 уголовное дело, в том числе в отношении руководителей краевых государственных и муниципальных учреждений. Самыми коррупционными сферами, по данным прокуратуры, являются землепользование, строительство, ЖКХ, лесопользование, распоряжение госимуществом.
В надзорном органе отмечают, что в крае заметно изменилась структура «чиновничьей» преступности. Значительно увеличилось число хищений с использованием должностными лицами служебного положения. При этом на 30% сократилось количество зарегистрированных фактов взяточничества. Но средний размер взятки увеличился в разы – с 25 тыс. руб. до 444 тыс. руб.
«Рост обусловлен возбуждением в текущем году ряда уголовных дел по фактам получения взяток в крупном и особо крупном размерах. Сумма взятки по этим делам варьируется от нескольких сот тысяч рублей до нескольких десятков миллионов рублей, – объяснил этот парадокс прокурор края Михаил Савчин. – Существенно изменился средний размер взятки в результате возбуждения уголовных дел, получивших широкий общественный резонанс, – депутатом Заксобрания Седовым, замминистра правительства Маршалкиной, а также налоговыми инспекторами, судебными приставами-исполнителями».
По-прежнему чаще всего ловят за руку проштрафившихся чиновников в муниципальных органах власти – на местные органы власти приходится около 70% выявленных нарушений антикоррупционного законодательства. По представлению прокуроров, депутатских полномочий были лишены несколько муниципальных парламентариев, в том числе депутат горсовета Красноярска Сергей Суртаев. Также досрочно в марте были прекращены полномочия главы Минусинского района Александра Шахова, который не только владел долями в уставных капиталах четырех коммерческих организаций, но и принимал участие в их управлении.
В Заксобрании не спешат радоваться успехам силовиков в борьбе с коррупционерами. «Хотя в последние годы в крае стали больше ловить высокопоставленных чиновников, злоупотребляющих властью, нет ощущения, что коррупции в регионе стало меньше. Думаю, картина и структура преступности среди «слуг государевых» в регионе типична для большинства субъектов РФ, – поделился своими наблюдениями с «НГ» председатель совета регионального отделения «Справедливой России», член комитета Заксобрания по безопасности и защите прав граждан Николай Трикман. – Чтобы борьба с коррупционерами была эффективной, нужно сделать две вещи. Ужесточить наказание, чтобы взяточники не отделывались условными сроками. И установить более строгий контроль за расходами государственных и муниципальных служащих».
Наблюдатели считают, что на эффективность борьбы с коррупцией влияют федеральные факторы. «С учетом последних заявлений Путина по поводу коррупции мы будем слышать такие рапорты часто. Но Красноярский край не выглядит чемпионом в борьбе с коррупцией. Возможно, положение было бы лучше, если бы громкие преступления, связанные со злоупотреблениями высокопоставленных чиновников, быстрее доходили бы до суда, – считает политолог Юрий Москвич. – Обращает на себя внимание снижение доли коррупционных преступлений в муниципальных органах власти. Еще пять лет назад она составляла около 80%. Думаю, это связано с тем, что у местных органов власти отобрали ряд полномочий по распоряжению земельными участками. Это была коррупционно емкая сфера, на которой часто попадались муниципальные чиновники».
Красноярск