Мусульмане Татарстана обсуждают три видеообращения некоего Абдулазиза Батырши, одно за другим размещенных на видеохостинге YouТube. На видео человек на чистом татарском языке призывает приверженцев ислама республики присоединиться к войне в Сирии. В кадре лицо сидящего в тени дерева Батырши размыто, в руках у него книга, рядом прислонен автомат, на заднем фоне прогуливаются люди в камуфляже.
Хотя в 17-минутной речи Батырши нет ни одного упоминания террористических группировок, воюющих в Сирии против режима Башара Асада, связь с исламистами становится очевидной, если учитывать не только его воинственный образ, дополняемый автоматом. Ролик смонтирован на студии Al-Bushra, известной созданием пропагандистского видео о действиях джихадистов в Сирии. Год назад эта же студия выпустила обращение некоего Сайфутдина аль-Татари, представляющего «Исламскую северную армию», которую эксперты называли ячейкой запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство» в Сирии. Аль-Татари по-русски призывал татарских соотечественников освободиться от «гнета российской империи», как принято называть Россию в среде татарских национал-радикалов, и угрожал президенту РФ Владимиру Путину «джихадом в Татарстане» (см. «НГ» от 23.11.15). Батырша более спокойно и уже по-татарски рассуждает о важности джихада для каждого мусульманина.
По официальным данным МВД Татарстана, сегодня в Сирии предположительно воюют 150 выходцев из Татарстана. Семеро вернулись и арестованы, шестеро уже отправились отбывать наказание в колонию. По мнению опрошенных «НГ» экспертов, в Сирии уже сформировались этнические татарские землячества. Адепты группировки ведут пропаганду среди соотечественников в Татарстане только на татарском языке, и это говорит о несовершенстве антиэкстремистской политики мусульманских иерархов в республики, полагает эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. «Впервые использовать джихадистскую агитацию на татарском языке стали боевики «Джамаата Булгар» – объединения выходцев из Поволжья, названного в память о средневековой Волжской Булгарии, и сформировавшееся в рядах «Талибана» в 1999–2001 годах, – говорит эксперт «НГ». – Появление своего проповедника, вещающего на хорошем татарском языке, говорит о том, что ваххабиты быстро подстраиваются под требования своей аудитории. Ваххабиты в далекой Сирии уже давно ввели в практику и продолжают совершенствовать агитацию на татарском языке. Некоторые полагают, что этниизация ислама путем введения проповедей на татарском языке позволит быть заслоном ваххабитской пропаганде. Но на практике мы видим, что это далеко не так: ваххабиты активно и без проблем используют татарский язык в своей пропаганде».
Как уже сообщала «НГ» (см. номер от 19.08.16), вести пятничные проповеди в мечетях республики только на татарском языке призывал муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.
Казань