Наружная реклама – выгодный бизнес, привлекающий внимание как ответственных компаний, так и недобросовестных игроков. Фото PhotoXPress.ru
В Подмосковье продолжается установление цивилизованных правил игры на рынке наружной рекламы, в частности размещаемой вдоль автодорог. В 2014 году властями были введены открытые аукционы на установку рекламных объектов, которые приносят муниципалитетам миллиарды рублей. Незаконные конструкции демонтируются, новую наружку размещают ответственные компании, ориентированные на клиента, следящие за внешним видом конструкций, инвестирующие в техническую службу, квалифицированный персонал и оборудование. Добиться уже удалось многого, но предпринимаемые меры встречают сопротивление некоторых старых игроков.
Задачу приведения рынка наружной рекламы в законное и цивилизованное русло губернатор Андрей Воробьёв поставил сразу после назначения на пост. «Во всем мире реклама приносит доход муниципалитетам и региональному бюджету. В нашем регионе реклама не является источником пополнения бюджетных средств. Я считаю, что реклама должна быть цивилизованной и законной», – подчеркнул он. Незаконные щиты и вывески стали демонтировать тысячами ежегодно, а властям было поручено следить за тем, чтобы реклама не портила внешнего облика городов и магистралей.
Проведение в 2014 году открытых аукционов на размещение рекламных объектов стало прорывом. Ранее, в 2011–2013 годах, щиты устанавливались по конкурсу, иногда муниципалитет не получал вообще никаких денег и лишь обязывал победителей размещать социальную рекламу. Во многих случаях реклама появлялась вообще без каких бы то ни было правовых оснований. На демонтаж таких объектов требуется время, чем пользовались нелегалы, самовольно устанавливая конструкции: первый месяц-два они «отбивают» их стоимость, затем получают прибыль, а что будет потом – им уже все равно.
При наведении порядка на рынке властям приходится сталкиваться с необычными случаями. Так, в 2012–2013 годах ряд компаний, входящих в холдинг «НИКЭ» (ООО «ИРРС», ООО «КРРС», ООО «Горспортинформ», ООО «Регион-Медиа»), выиграли торги на размещение рекламных конструкций в Истринском районе. Впоследствии ФКУ «Центравтомагистраль», входящее в Росавтодор, обнаружило на земле федеральной собственности, в полосе отвода автомобильной дороги М-9 «Балтия», рекламные объекты, которые вроде бы принадлежат этим компаниям. Предписание перенести конструкции на муниципальную землю было оспорено ими в суде. В ходе разбирательств принадлежность спорных объектов этим фирмам доказана не была. В итоге в октябре этого года «Центравтомагистраль» сама демонтировала 150 конструкций.
Любопытно, что в апреле этого года руководители данных компаний направили письмо первому заместителю руководителя главного управления по информационной политике Московской области Александру Менчуку (копия есть в распоряжении редакции), в котором фактически признали: действительно, при исполнении договоров на установку конструкций оказалось, что они размещаются в полосе отвода Новорижского шоссе. Посетовав на позицию «Центравтомагистрали» и указав на возможные потери поступлений в муниципальные бюджеты, компании предложили Александру Менчуку «положительно рассмотреть возможность введения моратория на демонтаж рекламных конструкций» и «оказать содействие в формировании данного решения при взаимодействии на высшем уровне» Московской области и Росавтодора. Мораторий, по замыслу, должен был продлиться до 2017–2018 годов – срока истечения договоров по спорным объектам.
«В 2012–2013 годах они выиграли торги по муниципальной собственности Истринского района, получили разрешение, а по факту конструкции оказались в полосе отвода Росавтодора, – рассказал «НГ» Александр Менчук. – Когда мы это обнаружили, им было выдано предписание перенести эти объекты. Они обратились в суд, где отказались от этих щитов, сказали, что они им не принадлежат. А потом мне пишут, что конструкции стоят в полосе отвода, и просят согласовать незаконное решение сохранить их в таком положении до середины 2018 года. Естественно, я такое решение никогда не приму».
«Дальше была большая встреча губернатора Андрея Воробьёва и министра транспорта РФ Максима Соколова, где обсуждались эти вопросы, – продолжил Александр Менчук. – Были приняты четкие решения, которыми мы сейчас и руководствуемся. Росавтодор получил предписание провести демонтаж, привлек подрядную организацию и убрал конструкции». По словам чиновника, единое мнение по этой ситуации сложилось у областных властей, Росавтодора, регионального управления Федеральной антимонопольной службы и профессионального сообщества – Ассоциации рекламораспространителей Московской области, которая объединяет более половины собственников рекламных конструкций в регионе. Президент ассоциации Григорий Петров подтверждает это. «Росавтодор совершенно законно требует, чтобы с их собственности, с федерального имущества, убрали конструкции. В чем проблема? Это как соседи: у вас одна квартира, у них – другая, если к вам в квартиру поставили что-то без вашего согласования, это же нарушение», – сказал он «НГ».
По совпадению сразу после демонтажа первый вице-президент «Опоры России», председатель подмосковного отделения организации Владислав Корочкин раскритиковал действующие с недавних пор в Московской области штрафы за нарушения требований к внешнему виду наружной рекламы – 100–120 тыс. руб. По его мнению, санкции грозят предпринимателям разорением. При этом, отметим, упускается из виду, что первой санкцией к нарушителям в областном КоАП указано обычное предупреждение. Григорий Петров не согласен с позицией «Опоры»: «Опасения совершенно беспочвенны. Штрафы, по мнению нашей ассоциации, наоборот, довольно мягкие. Нужно о своем инвентаре заботиться, чтобы выглядеть привлекательно для клиента. Когда заезжаешь в какой-нибудь район, можно сразу сказать: эта конструкция брошена, эта – незаконна, а эта – законная, потому что ее сразу выделяет внешний вид. Все, что мы видим кривое, косое, ржавое, – на 99% незаконные конструкции. Все, кто инвестировал миллиарды рублей на аукционах 2014 года, понимают, что обслуживание клиента, привлекательность для него стали ключевым моментом».