Международная экологическая организация «Гринпис» выступила против строительства нефтеналивного терминала «Таналау» на Енисее. Несмотря на изначально правдоподобные аргументы о возможных рисках для окружающей среды, которые несет в себе этот промышленный объект, методы, которыми действуют активисты «Гринпис», больше напоминают пиар-акции. Примечательно, что чиновники Красноярского края в споре с инвестором строительства «Таналау», похоже, встали на сторону экоактивистов.
Как пишут «Новые Известия» (28. 11. 16), «Гринпис», судя по всему, начал активную кампанию против строительства нефтяного терминала «Таналау», который предназначен для транспортировки нефти с Пайяхского месторождения в Красноярском крае, разрабатываемого «Независимой нефтяной компанией» (ННК). Проект освоения месторождения предусматривает более 1 трлн руб. инвестиционных вложений и более 13 трлн руб. налоговых поступлений, создание 10 тыс. рабочих мест и развитой инфраструктуры в малоосвоенных районах российской Арктики. Строительство терминала как части проекта запланировано в 130 км от Дудинки, на берегу Енисея около заброшенного поселка Мунгуй, объект включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной сети России на 2010–2020 гг.».
Однако «Гринпис» заявил, что у ННК нет плана ликвидации аварийных разливов нефти, и высказал предположение, что в тяжелых ледовых условиях танкерная авария может обернуться экологической катастрофой – по этому поводу даже был проведен пресс-брифинг, а на сайте организации выложены соответствующие материалы. Также активисты заявили о возможных проблемах из-за нахождения на территории строительства сибиреязвенных скотомогильников и об ущербе для малочисленных коренных народов Севера.
По данным «Новых Известий», позиция экологической организации была замечена в правительстве Красноярского края: замминистра природных ресурсов и экологии Красноярского края Дмитрий Еханин высказал инициативу о проведении «стратегической» экологической оценки проекта «Таналау».
В ответ на запрос замминистра в ННК подготовили ряд аргументов: в проекте будут использоваться новейшие танкеры с двойным корпусом высокого ледового класса ЛУ7 (Arc7), которые специально для проекта создает «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» – судостроительная верфь, оснащенная современными технологиями и оборудованием (введена в эксплуатацию в присутствии президента Владимира Путина в сентябре 2016 года). Кроме того, при взаимодействии с ответственными ведомствами (МЧС России, ФГУП «Атомфлот», ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота») будут решены вопросы предотвращения ЧС при разливах нефти в ледовых условиях, терминал будет обладать всеми мощностями для временного прекращения отправки нефти в случае происшествий. Все эти детали прописаны в проекте терминала «Таналау», подготовленном ведущим государственным профильным проектным институтом «ЛенморНИИпроект».
Тем не менее «Гринпис», как можно понять из происходящего, готов протестовать против строительства нефтеналивного терминала. «Новые Известия» отмечают, что причиной такого рвения может быть вовсе не забота об окружающей среде. Ведь у России в Арктике есть немало иностранных конкурентов, готовых на многое, чтобы отечественные проекты были застопорены. Издание, например, отмечает активность в этом регионе Норвегии.
«Гринпис» сам по себе – организация, существующая на пожертвования, напоминают «Новые Известия», которые отмечают, что львиная доля пожертвований – это средства фонда «Стихтинг Гринпис Каунсил» (StichtingGreenpeaceCouncil, Нидерланды) на «ведение уставной деятельности и целевые проекты» (122 из 139 млн руб., по данным самой организации в 2015 году). В России «Гринпис» признан иностранным агентом.
«По моему мнению, подобные «экологические организации» иногда ведут себя неэтично, мне с этим приходилось сталкиваться, – говорит член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП РФ, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. – Цели, которые преследуют подобные организации на деле, нередко далеки от тех, что они декларируют».
Впрочем, некоторые отраслевые эксперты относятся к деятельности «Гринпис» более лояльно. Но тоже со множеством оговорок. Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечает, что с точки зрения гражданского общества экоконтроль со стороны подобных организаций – это неплохо. Другое дело, что иногда получается, что «объективность – это вопрос десятый», поскольку чем громче общественники о себе заявят, тем больше к ним внимания».
Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль тоже считает, что контроль нужен: «За экологией в нефтегазодобыче нужно смотреть в первую очередь». Но и он отмечает, что общественникам часто не хватает объективности: «Любая организация – это люди. Они должны быть объективны, должны учитывать ситуацию, в конце концов основная цель для каждого и для страны в целом – благополучие ее граждан».
Аналитики указывают, что громкая акция «Гринпис» на нефтедобывающей платформе «Приразломная» в 2012 году – тоже может быть результатом влияния определенного круга лиц, в интересы которых не входит укрепление России в Арктике, и особенно на арктическом шельфе.
Генеральный директор информационно-консалтингового агентства «Русэнерджи» Юрий Когтев считает, что существует две стороны вопроса. С точки зрения интересов общества такой контроль полезен, но «нежелательно превращать это занятие в бизнес». «Да, я слышал такое мнение, и нефтяники имеют на него право, – отмечает Юрий Когтев. – С одной стороны, нефтяники не должны нарушать экологическое законодательство. С другой – общественники не должны преступать через морально-этические нормы. Если все реализуется в рамках законодательства – я только приветствую», – отмечает эксперт.
Вот только инциденты с альпинизмом на частной нефтяной платформе вряд ли в законодательные нормы вписываются.
Когда ННК озвучила планы по освоению Пайяхского месторождения на Таймыре, особенно строительства нефтеналивного терминала, от которого ледовые танкеры будут транспортировать нефть по Северному морскому пути, «Гринпис» снова активизировался. Шутка ли – мощный российский форпост с развитой инфраструктурой, генерирующими мощностями, автомобильным и водным сообщением, в перспективе могущий стать перевалочным пунктом между материком и шельфом.
Стоит отметить, что представители «Гринпис», участвовавшие в пресс-брифинге ИА «Росбалт», посвященного проекту строительства нефтеналивного терминала «Таналау», высказывались именно против создания в российской Арктике нефтеналивных портов. В частности, активисты, среди которых был руководитель энергетической программы «Гринпис» Владимир Чупров, заявили, что нефтяным компаниям надо больше заниматься развитием существующей системы нефтепроводов, пишет портал «Нефть и капитал» (01. 12. 16). Также гринписовцы добавили, что экологи могут в ближайшее время заняться проверкой проектов нефтеналивных терминалов, которые собираются строить российские компании на побережье арктических морей.
Надо сказать, проект терминала «Таналау» пока даже не стартовал: идут согласования. Получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, теперь проект находится в ФАУ «Главгосэкспертиза». То есть никакого строительства и тем более эксплуатации, сопровождаемой разливами нефти, быть не может. Положительное заключение ГЭЭ по терминалу «Таналау» «Гринпис» пытался опротестовать в октябре 2016 года, но, как пишет «Нефть и капитал», затем сам заявил об отказе от иска в адрес Росприроднадзора – видимо, поняв, что оснований для обжалования просто нет. В ходе пресс-брифинга на вопрос о том, будет ли организация возобновлять судебные разбирательства с федеральными ведомствами, представители «Гринпис» сообщили, что пока такого решения не принято. Однако гринписовцы уже активно действуют на этой территории. Они нашли в тундре следы большегрузной техники, предположили, что это дело ННК, и подали административный иск. Как пишут «Новые Известия», административное дело закрыл замруководителя регионального Управления Росприроднадзора Виталий Нетребко из-за отсутствия в действиях АО «ННК-Таймырнефтегаздобыча» административного правонарушения. В опубликованном изданием постановлении, датированном 25 ноября 2016 года, указано, что «каких-либо нарушений, связанных с порчей почвенного покрова, за границами земельных участков, арендуемых АО «ННК-Таймырнефтегаздобыча», не выявлено». Там же говорится, что экологических нарушений и признаков разрушения захоронений местного населения не выявлено, это подтверждает заявление Ассоциации местных объединений коренных малочисленных народов Севера.
Кстати, о защите прав коренных народов. «Гринпис» декларирует одной из своих целей защиту северян, однако недавно ее активистов заподозрили в осквернении могил. Как сообщают Вести. ru (06. 09. 16), активисты организации проникли на ненецкое кладбище и сфотографировали останки покойных (у ненцев принято оставлять гробы прямо на земле, чтобы мертвых «забрали духи»). Можно понять отчаяние главы Ассоциации местных объединений коренных малочисленных народов Севера Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Геннадия Щукина, который просил активистов не публиковать фотографии кладбища, апеллируя к морально-этическим нормам экологов и аргументируя это оскорблением традиций. Но ответа так и не последовало. Сейчас заявления Щукина по поводу действий «Гринпис» находятся у прокурора и в МВД ХМАО-Югры, а также отправлено письмо губернатору Красноярского края Владимиру Толоконскому и министру природных ресурсов и экологии Сергею Донскому.
«Это не общественный контроль, это шантаж, – говорит Геннадий Шмаль, комментируя ситуацию. – Это противозаконно. Должно быть освещение плюсов и минусов проекта, а не подобное поведение».
И еще об обмане. «Гринпис» организовал пресс-конференцию по вопросу строительства терминала, и одна из озвученных претензий к проекту – расположение на территории строительства двух скотомогильников с сибирской язвой. Однако, как пишут «Новые Известия», в справке Службы по ветеринарному надзору Красноярского края, датированной 31 октября 2016 года, прямо написано, что «в радиусе 1 км от объекта скотомогильников, биотермических ям и мест захоронения животных не зарегистрировано». То есть получается, что заявления о сибиреязвенных скотомогильниках – ложь?
Стоит отметить, что участники пресс-конференции высказали предположение, что пока на арктическом побережье РФ строить нефтеналивные терминалы опасно с экологической точки зрения, а с экономической невыгодно.