Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Проблема распределения земли, особенно в приморской зоне, давно является одним из основных поводов для конфликтов в Калининградской области. Пытаясь остановить этот процесс, врио губернатора Антон Алиханов инициировал передачу полномочий по выдаче разрешений на строительство с муниципального на региональный уровень (см. «НГ» от 24. 10. 16). Но этот шаг вызвал ассиметричную реакцию застройщиков: как констатировал на днях глава российской Прибалтики, с момента объявления о новации имели место массовые изменения ранее полученных разрешительных документов. Речь идет об увеличении этажности, смене назначения участков, расширении границ. Всего насчитывается более 300 таких случаев. Больше всего их в областном центре и пригородном Гурьевском районе. Алиханов пообещал оспорить наиболее одиозные эпизоды из этой волны.
Пока областное правительство готовится оспаривать перемены «последнего часа», поспешно принимаемые муниципалами, очередной скандал по поводу земли разгорается в неформальной столице стартелей Янтарном. Глава администрации местного округа Алексей Заливатский обвинил Калининградскую железную дорогу (КЖД) в нарушении правил использования участка в 184 га, предоставленного железнодорожникам еще в ту эпоху, когда до Янтарного ходили тепловозы. Линии закрыли еще 20 лет назад из-за нерентабельности. Часть рельсов разобрали, и на их месте уже вырос подлесок. Но муниципалитет надеется на возможность восстановления железнодорожного сообщения, без чего нельзя рассчитывать на массовый приток отдыхающих. Поэтому местные власти были неприятно удивлены, когда Калининградская железная дорога передала в субаренду часть своей земли под возведение автомойки.
Алексей Заливатский тут же поспешил обвинить железнодорожников во всех смертных грехах. На своей странице в Фейсбуке он написал: «Может, конечно, РЖД предположили, что ребята построят мойку для паровозов?! Так нет, черным по белому в договоре субаренды написано: участок выделяется для предоставления автотранспортных услуг. Далее, приглашаю в гости предпринимателя, он все подтверждает, действительно, зачем покупать землю у муниципалитета или области, если можно взять у РЖД без торгов. Оказывается, любой желающий может прийти к главному инженеру КЖД, подпись его на договоре, и получить на любые цели земельный участок сначала на 11 месяцев, а сразу после этого допсоглашением продлить срок действия договора на три года и сразу зарегистрировать его, дабы закрепить свои законные права».
В КЖД реакцию главы администрации Янтарного оценили как последствие того, что «воображение, покинутое разумом, породило немыслимых чудовищ». Железная дорога отметила, что контракт предназначен для возведения нестационарного объекта и предусматривает пункт о сносе оного в случае возобновления движения по ветке Светлогорск-Янтарный. По мнению представителей КЖД, нервозность чиновника объясняется стремлением воспользоваться данным участком земли, причем именно под капитальную жилую застройку. После публичного обмена любезностями стороны взяли паузу, которая в любой момент может быть прервана новым раундом выяснения отношений в СМИ или правоохранительных органах.