Эпатажные заявления Саидджагфара Лотфуллина прославили его на всю Россию. Фото со страницы Саидджагфара Лотфуллина в «ВКонтакте» |
Снятие с поста имама казанской Закабанной мечети Саидджагфара Лотфуллина, известного своими скандальными заявлениями, демонстрирует неготовность светских властей Татарстана воспринимать любое критическое высказывание по любому поводу. Даже если эта критика никак не касается внутриполитической ситуации в регионе. Имам мог бы обращать внимание религиозной общественности на проблемы в духовной жизни республики, давая оценки там, где этого не может делать татарский муфтият, однако теперь ему придется покинуть сцену.
Чаще всего имам критиковал – пусть и довольно жестко – выступление в Казани эпатажной поп-звезды вроде Элтона Джона и недопустимое, с его точки зрения, оскорбление общественной и религиозной нравственности. Реже проклятия «именем Аллаха» сыпались на головы слуг закона и «всяких сионистов», затевающих разборки с палестинцами. Впрочем, последним событием, задевшим Лотфуллина за живое, стал клип звезды татарской эстрады Резеды Ганиуллиной на песню «Жаным» («душа моя» по-татарски. – «НГ»). В кадре полуобнаженная артистка исполняла что-то вроде танца живота на фоне Белой мечети в священном для татар городе Булгары, откуда – как утверждается – «есть пошла татарская земля». Лотфуллин призвал, как он выразился, стриптизершу «покаяться перед Аллахом» и убрать запись из соцсетей, и ему даже удалось получить что-то вроде невнятных извинений от певицы, однако скандал уже обсуждали на федеральном уровне.
Власти Татарстана крайне ревностно относятся к тому, какой имидж формируется у республики за ее пределами. Любой скандал в федеральной прессе, так или иначе связанный с Татарстаном, болезненно воспринимается казанским Кремлем, который так много сил и энергии тратит на то, чтобы доказать, что в регионе царят толерантность, межнациональный мир и ведется межрелигиозный диалог. Официально в Татарстане не бывает, да и не может быть абсолютно никаких причин для оскорблений национальных и религиозных меньшинств, тем более – столь модных ныне религиозных чувств верующих. Очевидно, что скандал вокруг клипа татарской певицы, да еще с религиозным подтекстом, да еще вытащенный в федеральную повестку, весьма уязвил светские власти Татарстана, и особенно аппарат президента республики, традиционно курирующий работу мусульманского и православного духовенства.
Также весьма вероятно и то, что уход имама, не прошедшего, по официальной версии, переаттестацию, был на руку нынешнему главе Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана Камилю Самигуллину, поскольку Саидджагфар Лотфуллин остается в оппозиции руководству муфтията. Ранее первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров после одной из проверок камня на камне не оставил от прихода Закабанной мечети: минбар (кафедра имама. – «НГ») поставлен не так, электронные часы на стене, проповедник из Российского исламского университета, не получивший рухса (дозволения на пятничную проповедь. – «НГ»), «в арабском чапане (черный с золотом), с посохом в руках, но без чалмы – в тюбетейке», и говорит исключительно на русском языке «без единого татарского слова». Но самое главное: «официальный имам мечети Сейджагфар хазрат… никак не проявил себя на этом пятничном намазе, чего не скажешь о его периодической активности в социальных сетях». Текст с этими замечаниями был выложен на официальной странице муфтията.
Для Лотфуллина он содержал более чем прозрачный намек, которого имам Закабанной мечети не понял, да и не мог понять. Среди прихожан мечети он пользуется авторитетом, а коллеги из других мечетей вспоминают, что именно Лотфуллин в свое время открыто выступил против скандального прихода мечети Аль-Ихлас в Московском районе Казани, переделанной в мусульманский храм из обычной советской котельной. В мечети собирались участники запрещенной в России Партии исламского освобождения («Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами»). Лотфуллин предложил ликвидировать мечеть, что и было сделано в начале января 2013-го, когда бойцы ОМОНа силой разогнали собрание мусульман, погрузив наиболее упорных в автозаки (см. «НГ» от 17.01.13). Лотфуллин также призвал запретить имаму мечети Рустему Сафину заниматься религиозной деятельностью.
Поэтому отставка имама Закабанной мечети выглядит как явный прокол татарстанских властей. Духовная жизнь мусульман республики невероятно многогранна и сложна. Исламскую общину весьма часто сотрясают самые разные скандалы, но вместо того чтобы оставить единственный кран для периодического выпуска пара, которым, по сути, и был Лотфуллин, власти предпочли избавиться от единственного уважаемого и известного духовного деятеля, способного теоретически и практически озвучивать альтернативные идеи. На подобные проявления вольнодумия само руководство муфтията, включая главу Духовного управления мусульман, по вполне понятным причинам никогда не решится.