Фото пресс-службы Калининградской областной думы
Сегодня на пленарном заседании Калининградская областная дума рассмотрит поправки в законодательство о формировании органов местного самоуправления. До сих пор в регионе действовали две модели. В 21 муниципалитете советы депутатов выбирали из своего состава главу с исключительно представительскими функциями, а исполнительно-распорядительную власть осуществлял набранный по конкурсу сити-менеджер. Единственным исключением из этого правила в регионе был Калининград.
В областном центре двоевластие было установлено еще в 2008 году, но вызвало сильное недовольство рядовых обывателей и политического сообщества. Калининградские политики жаловались на замедление и без того небыстрой работы управленческого аппарата и размывание ответственности. В итоге в 2012 году от двухуровневой системы было решено отказаться в пользу классического разделения власти, каждую ветвь которой население избирает в ходе всеобщих выборов.
Подобная схема всегда была предметом недовольства со стороны областного правительства. Власти российской Прибалтики выступали под флагом унификации правового пространства региона, ратуя за единые правила для всех муниципалитетов. Эксперты не сомневались, что за этими рассуждениями стояло банальное стремление поставить своего человека во главе города. Команда одного из бывших губернаторов Николая Цуканова подготовила законопроект, возвращающий Калининград к двухуровневой системе управления уже после победы главы региона на выборах 2016 года. Но до поры до времени новеллу решили придержать, чтобы не провоцировать конфликт с калининградскими политиками и не раздражать склонный к фронде электорат областного центра.
Начавшаяся в конце июля кадровая чехарда, когда за 70 дней во главе Калининградской области побывали три губернатора, отвлекла внимание и силы от почти подготовленной муниципальной «контрреволюции». Эту тему вернул в публичную сферу сам градоначальник Калининграда Александр Ярошук в конце октября. Он предложил отказаться от всенародного голосования и выбирать главу города на заседании совета депутатов из числа кандидатов, отобранных комиссией, в равных долях состоящей из представителей области и депутатского корпуса. Инициативу поддержал врио губернатора Антон Алиханов, ссылаясь на то, что на последних выборах главы Калининграда в 2012 году на избирательные участки пришло менее 20%, обладающих правом голоса. «Это не совсем правильно. Тем более что горожане уже проголосовали за городской совет. Я думаю, раз они доверили этим достойным людям судьбу принятия решений в городе, мы делаем конкурс, скажем так, представительным. Даем выбрать депутатам из какого-то большого списка профессиональных людей. Все это будет проходить с профессиональными требованиями», – отметил Алиханов.
Плавное течение муниципальной контрреволюции неожиданно приобрело скандальный характер, когда 21 ноября комитет областной думы сразу в двух чтениях поддержал законопроект областного правительства, предусматривающий введение в Калининграде двухуровневой системы управления: с главой города из числа депутатов и назначаемым сити-менеджером. Такой вариант объективно создавал условия для возобновления борьбы между двумя центрами власти. Спикер областной думы Марина Оргеева даже успела объяснить, что предложение Александра Ярошука об объединении в одном лице главы города и руководителя городской администрации не соответствует законодательству. Но уже к вечеру понедельника фракция «Единая Россия» обнаружила, что правовые нормы позволяют такое совмещение и предложила поправить законопроект. 22 ноября на экстренном заседании комитета данная операция была проведена. Вероятно, команда врио губернатора решила не портить отношения с властью областного центра за семь месяцев до очередных выборов главы региона и оперативно учла ее пожелания.
Калининград