На Молочном форуме проводятся не только дискуссии, но и выставки и дегустации. Фото Андрея Жабина
В подмосковном Красногорске проходит III Международный агропромышленный молочный форум, для участия в котором зарегистрировалось более 3 тыс. человек из 50 регионов России и 22 стран. В течение двух дней в рамках форума пройдет семь круглых столов, в которых примут участие более 50 экспертов в области инвестиций, финансирования и государственной поддержки отрасли, биотехнологий и инжиниринга. Подписано семь соглашений, в том числе пять – на сумму более 2,5 млрд руб. На площадке мероприятия проходит выставка достижений агропромышленного комплекса.
Вчера прошло центральное событие форума – пленарное заседание. «Московская область – вторая по численности населения территория в стране, третья – по объему валового регионального продукта. За 2015 год сельхозпроизводство выросло на 15% – это единственная отрасль, которая дала такой рост», – отметил на открытии форума вице-губернатор Ильдар Габдрахманов. В свою очередь, заместитель председателя правительства области – министр инвестиций и инноваций Денис Буцаев рассказал, что в Подмосковье производится около 640 тыс. т молока, а к 2020 году, согласно поставленной губернатором задаче, этот объем можно увеличить в полтора раза – до 1 млн т.
Денис Буцаев перечислил необходимые условия создания комфортной бизнес-среды в молочной отрасли: предоставление земли, доступность финансовых ресурсов и обеспечение эффективной сбытовой политики. С землей в Подмосковье ситуацию за последние годы удалось кардинально улучшить. «В Московской области совсем недавно земли не было вообще. Если мы говорим о начале 2013 года, то в казне Московской области была 1 тыс. га. Этого недостаточно даже для того, чтобы создать маленькое молочное производство. На настоящий момент у нас около 200 тыс. га введенных в сельхозоборот земель за эти годы», – сообщил Денис Буцаев.
Проблемы с финансированием тоже удается решать, хоть и не такими темпами. «Банки до сих пор очень консервативно подходят к оценке бизнеса, особенно если это касается длинного бизнеса, молоко относится именно к таковому. Не всегда хватает залоговой массы, не всегда хватает уменьшения ставки для того, чтобы начинать такой низкий маржинальный бизнес, как молоко, и в этом отношении с банками ситуация находится не в комфортной зоне», – отметил Денис Буцаев. По его словам, три банка-партнера области готовы выдать нормальную ставку и «творчески» работать с залоговой базой. Но есть ограничение со стороны Центрального банка – нормативы для кредитных учреждений никто не отменял, даже если они поддерживают такое важное для страны направление, как молочное животноводство.
Сбыт молочной продукции сталкивается с обременением со стороны ретейлеров. «Концентрация торговых сетей в некоторых районах – до 80%, – отметил Денис Буцаев. – Если вы не договорились с сетями, вы фактически не можете попасть на рынок. А сети подчас предъявляют свои специфические требования к производителям. Особенно эта проблема существенна для средних и малых производителей. Сети их либо не пускают вовсе, либо пускают, но с большим финансовым обременением». Заместитель председателя областного правительства подчеркнул, что молоко является социально ориентированным продуктом, а потому нужно создавать специальные условия для его сбыта в торговых сетях.
Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт поднял острую тему фальсификации молочной продукции. По его мнению, из-за этого российский рынок деформирован: производители качественного товара проигрывают конкурентную борьбу тем, кто производит дешевую продукцию с добавлением пальмового масла. Это накладывает ограничение на инвестиции в отрасль: «Инвестировать сегодня можно в конкурентный рынок. Наш рынок, к сожалению, с точки зрения конкуренции не таков». Чиновник также рассказал о судьбе электронной ветеринарной сертификации, которая вскоре должна заработать в отношении всей пищевой продукции. Согласно новым правилам, в частности, номер ветеринарного сертификата будет наноситься на потребительскую упаковку в виде штрихкода, и любой покупатель с помощью смартфона сможет узнать информацию о покупаемой продукции. «Есть постановление, что электронная ветсертификация будет, решение принято. По ней у нас уже работает ряд крупных предприятий», – отметил Данкверт. По его словам, пока еще нет соответствующего постановления по аккредитации ветеринарных врачей.
Между тем представители крупных торговых сетей и переработчиков молока заявили на форуме, что хотят расширять свой бизнес в России и в Московской области в частности, а также готовы взаимодействовать с местными производителями, в том числе из малого и среднего бизнеса. «В Москве и Московской области мы работаем с локальными поставщиками», – отметил президент «Ашана» в России Жан-Пьер Жермен, подчеркнувший, что «критерий «Ашан» – правильный баланс между ценой и качеством». Ретейлер планирует построить в области 10 супермаркетов и торговый склад, рассказал менеджер. Компания «Данон» хотела бы увеличить количество поставщиков молока из Московской области и обеспечивает высокие стандарты качества на предприятиях в Подмосковье, рассказала региональный вице-президент компании по корпоративным отношениям в России и СНГ Марина Балабанова.
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв:
«Молочный форум стал традиционным событием не только для Подмосковья, но и для всех профессионалов в сфере животноводства, перерабатывающей промышленности, торговли и других смежных отраслей. За годы проведения он стал авторитетной экспертной площадкой, где обсуждаются самые передовые технологии и актуальные события молочной отрасли. Форум предоставляет участникам самые широкие возможности для презентации проектов и поиска новых деловых партнеров». Правительство области придает приоритетное значение развитию молочной отрасли и ставит задачу реализовать потенциал региона и обеспечить жителей продукцией собственного производства.