Общественный холодильник не проработал и суток. Фото со страницы благотворительного магазина «Спасибо!» в «ВКонтакте»
Быть или не быть «общественным холодильникам» в Петербурге – вопрос пока не решенный. Первый в России образец такого рода постоянно действующего благотворительного мероприятия был на днях опечатан Роспотребнадзором, хотя инициаторы бесплатного обмена едой между теми, у кого она лишняя, и теми, кто в ней нуждается, уверяют, что никакой опасности для здоровья горожан такая акция не несла.
Открытие «общественного холодильника» на Васильевском острове 13 ноября привлекло внимание десятка телекамер. Координатор проекта Александра Легкая давно прониклась идеей так называемого фудшеринга: в мире ежедневно выбрасывается много хорошей еды, но если ее не выбрасывать, а отдавать тем, кто нуждается или просто экономит, так будет лучше и для людей, и для природы. Легкая узнала об опыте «общественных холодильников» в Германии и решила перенести этот опыт на питерскую почву. К теме подключился благотворительный магазин «Спасибо!».
В первый же день появились и поставщики еды, и ее потребители. На 8-ю линию Васильевского острова подтянулись пожилые люди бедного вида, стали подъезжать люди помоложе и внешне обеспеченнее – одни разгружались, другие уходили с приобретениями. Активисты считали, что они обезопасились от рисков: продукты принимали только с указанием даты изготовления, не разрешили приносить сырое мясо, яйца (как в той же Германии). Правда, в Роспотребнадзор за консультацией не обратились – иностранный опыт такой инстанции и не предполагает. Это было ошибкой. В итоге холодильник не проработал и полных суток: по словам очевидцев, в разгар обмена продуктами подъехал автомобиль, из которого вышли четыре сотрудницы Роспотребнадзора и, найдя понятых, стали опечатывать холодильник.
Их позиции не откажешь в логике. «Фонтанка» приводит слова главы отдела надзора за питанием управления Роспотребнадзора Елены Смирновой: «Мы приветствуем благотворительность, но все же данный случай касается не вещей для бедных, а продуктов питания. И тут надзорный орган обязан проверить соответствие установленным требованиям». Надзорное ведомство утверждает, что невозможно проследить путь продуктов к холодильнику, наличие должных документов и медсправок у волонтеров. Многие петербуржцы с этим согласны. Но многие припоминают недавнюю историю, когда тот же Роспотребнадзор долго не обращал внимания на торговлю «фермерскими» продуктами вроде воспламенявшегося творога, который оказался не из молока, а из неизвестной субстанции. Правда, документы у торговцев были, хотя этикетки на контейнерах с творожком не соответствовали данным этих документов. А гринписовцы интересуются: столь ли строго Роспотребнадзор курирует проведение разных массовых празднеств с угощениями, например нашумевшим поеданием блинов с лопат.
Сторонники фудшеринга остерегаются что-то подробно комментировать и прогнозировать: по словам одной из них, Ксении Чепиги, на момент написания этого материала ожидался переговорный процесс с Роспотребнадзором. Александра Легкая сказала «НГ» только, что «наши волонтеры следили за чистотой и внимательно осматривали продукты».
Питерская журналистка Галина Артеменко, оказавшаяся свидетельницей визита Роспотребнадзора, рассказала «НГ»: «Я была на открытии холодильника, а на следующий день по пути с другого мероприятия решила наведаться и посмотреть, как идут дела. И застала картину: холодильник закрывают, пишут протокол. В это время подъехал мужчина на дорогой машине, достал упаковку йогуртов и растерялся. Люди посоветовали быстренько раздать желающим. Даже я взяла один – срок хранения аж до 27-го числа. Сегодня вот завтракала, очень свежий продукт, вкусный». Однако очевидно, что авторы проекта, вдохновившись зарубежным позитивным опытом, не вполне учли отечественные реалии – от законодательства и нормативов до нерешенных проблем с качеством пищевой продукции даже на самих предприятиях и в магазинах: за ними пристально бдят все инстанции, а массовые отравления тем не менее постоянно случаются.
Санкт-Петербург