В феврале дальнобойщики неделю стояли в очереди на паром в Клайпеде. Фото с сайта www.lietuvosdiena.lrytas.lt
Резкое снижение уровня политических отношений между Москвой и Варшавой, начавшееся сразу после присоединения Крыма, перешло в хроническую фазу с приходом к власти в Польше право-клерикальной партии «Закон и справедливость» осенью 2015 года. Новое правительство взяло курс на сворачивание экономических контактов с Россией. Под предлогом некой угрозы безопасности был отменен льготный режим пересечения границы для жителей северо-востока Польши и Калининградской области – малое приграничное передвижение (МПП).
«Малое приграничное передвижение между Польшей и Калининградской областью не оправдало многих ожиданий, – заявил на днях заместитель министра строительства и инфраструктуры Польши Ежи Шмит. – Возникло мало совместных экономических проектов, а все это время мы живем в разных мирах, политических и экономических. Обычного визового режима полностью достаточно. Нельзя строить стратегию развития, только и исключительно опираясь на МПП».
Между тем в 2013 году, когда калининградцы и поляки получили возможность пересекать границу по многоразовым льготным пропускам, никто и не ожидал от этой меры увеличения числа бизнес-проектов. Тогда речь шла об упрощении человеческих контактов. Вопреки оптимизму польских чиновников, отмена МПП больно ударила по простым людям с обеих сторон. Поляки жалуются на снижение числа гостей из Калининграда: за ноябрьские праздники местные магазины и рестораны посетили 80 тыс. российских туристов, что на четверть меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Вопреки протестам экологов и сомнениям экономистов правительство Польши настаивает на прокладке судоходного канала через Балтийскую (Вислинскую) косу, чтобы напрямую соединить порт Эльблонг с Балтикой. По мнению экспертов, данный проект носит исключительно политический характер и призван «освободить» Варшаву от зависимости от России, контролирующей гирло Вислинской лагуны.
Еще одним камнем преткновения между сторонами стала проблема «дозволов» – разрешения на транзит большегрузных машин по территории Польши и России. Противоречия уже приводили к нескольким турам транспортной блокады, больно ударившей по автотранспортным предприятиям Калининградской области и Польши. В конце года истекает временное соглашение, достигнутое после конфликта февраля 2016 года. Тогда три недели поляки не пускали российские машины, а Россия – польские, однако в итоге было найдено временное решение, срок которого заканчивается в декабре. Накануне возобновления переговоров на эту тему уже прозвучали жесткие заявления. Так, в начале этой недели польские чиновники усомнились в целесообразности пропуска в страну российских машин, в очередной раз вспомнив про пресловутую «национальную безопасность». Минтранс РФ не остался в долгу: 8 ноября ведомство вообще предложило заменить польский транзит паромными переправами.
Прошедшей зимой калининградские дальнобойщики уже испытали на себе прелести паромного объезда. Машины неделю стояли в очереди на паром из Клайпеды, внезапно оказавшийся крайне востребованным. К тому времени как удалось найти суда для организации переправы из Калининграда, стороны пришли к компромиссу и паромный проект утратил актуальность. Местные наблюдатели опасаются, что чиновники решат использовать для организации паромной альтернативы польскому маршруту порты Финского залива, навигация на котором закрывается на полгода из-за прочного ледового покрова.
Калининград