Прошлогодняя акция питерских дальнобойщиков большого эффекта не имела. Фото с сайта www.abnews.ru
Несмотря на отказ Смольного в согласовании, петербургские активисты протеста дальнобойщиков намерены послезавтра выйти в автопробег против системы сборов «Платон». Тем временем министр транспорта РФ Максим Соколов сказал вчера в Петербурге, что увеличение тарифов неизбежно и не скажется на цене продуктов.
Соколов объяснял вчера в кулуарах конференции «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области», что опасения ряда пищевиков по поводу роста цен на еду из-за «платоновской» составляющей беспочвенны. По его мнению, цены растут «из-за инфляции». «А инфляция из чего вырастает – с Марса прилетает?» – задаются вопросом в сетях люди с экономическим образованием. Судя по словам Соколова, Минтранс настроен решительно: «Надо переходить от тестового режима работы этой системы со льготным тарифом уже к постоянному. Это не только фискальная нагрузка и оплата за пройденные километры, это настройка транслогистики, транспортной системы нашей страны и эффективное распределение потоков по другим артериям».
О решительном настрое заявляют и питерские «дальнобойные» активисты. Но, как сообщал один из них, Александр Расторгуев, Смольный почему-то предложил согласовывать автопробег в Минкульте. А лидер Объединения перевозчиков России Андрей Бажутин на днях рассказал об отказе властей Петербурга: «Нам объяснили, что нужно было сообщить номера автомобилей, участвующих в акции. Однако нигде не сказано про номера – только про то, что количество участников необходимо указывать». Тем не менее, сказал активист, акция все равно состоится: «Может быть, расстояние между машинами будет более 50 метров, возможно наличие или отсутствие плакатов».
Год назад Петербург заинтересованно следил за протестами против «Платона» – акцией «Улитка», митингами. Появилась масса восторженных репортажей. В Сети были горячие упования на «суровых мужиков с монтировками, не то что либералы с белыми лентами». Но энтузиазм угас, в том числе у политактивистов, примкнувших к «дальнобойным акциям», – они столкнулись с недоверием и аполитичностью. Сейчас Сергей Гуляев, продолжающий участвовать в движении (в свое время один из создателей движения «Народ»), публично заверил: «Наши требования стали жестче с прошлого года. Мы будем требовать не только полной отмены «Платона», но и отставки правительства».
Илья Львов, председатель питерского «Демвыбора», не одну неделю проведший с «бунтарями», довольно резок: «Главная проблема протеста против системы «Платон» – отказ основной части дальнобойщиков от его политизации. Нельзя требовать чего-то от власти, тут же показывая ей свою лояльность. Не работает так протест. «Мы за вас! Мы не хотим заниматься политикой, только отмените нам «Платон», – таков посыл дальнобойщиков власти. Так смысл тогда властям отменять взимание денег? Дальнобойщикам надо понять, что договориться не получится, что Ротенберг не откажется от денег и что отмена «Платона» возможна только после смены власти», – сказал Львов «НГ».
Мнения о пользе «Платона» как финансовой меры в регионе разнятся. Так, газета «Деловой Петербург» утверждала: «Только бюджеты Петербурга и Ленобласти от налоговой новации недополучат в свои бюджеты более 2 млрд рублей по транспортному налогу. А все регионы России потеряют в совокупности почти 9 млрд рублей. Транспортный налог региональные власти направляют на ремонт дорог. Теперь у них этих денег нет, и они просят компенсировать потери из федерального бюджета. Но простая арифметика показывает, что за счет собранных «Платоном» за год средств потери региональных бюджетов по транспортному налогу не компенсировать – не хватает по меньшей мере 3–4 млрд рублей». Известно, что везде, где можно, фуры стараются объезжать федеральные дороги и перемещаться по региональным трассам. Вместе с тем сообщалось и о пользе «Платона» – так, Ленобласть подавала заявку в Росавтодор о финансировании за счет «платоновских» сборов строительства дороги «Новое Девяткино – Мурино», которая оценивается в 5 млрд руб. и обещана к 2020 году.
Санкт-Петербург