Сейджагфара Лутфуллина упрекали в чрезмерной общественной активности и недостаточном внимании к своей мечети. Фото со страницы Сейджагфара Лутфуллина в социальной сети
Скандально известный имам казанской мечети «Имени 1000-летия принятия ислама» (она же Закабанная мечеть) Сейджагфар Лутфуллин покинет свой пост в ближайшее время. Официально его отставляет руководство Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана в связи с тем, что он не прошел переаттестацию, обязательную для всех исламских духовных деятелей в республике. Неофициально считается, что Лутфуллин, известный своими эпатажными заявлениями в духе депутата Госдумы Виталия Милонова, начал раздражать Казанский кремль. Его пафосные и эмоциональные высказывания не вписывались в картину подчеркнутой толерантности мусульман региона.
Последней каплей стала категоричная критика татарской певицы Резеды Ганиуллиной, снявшейся в слишком откровенном, по мнению Лутфуллина, наряде на фоне Белой мечети в Булгаре для видеоклипа на песню «Жаным» («душа моя» по-татарски). Имам без обиняков назвал клип «позором татарского народа», само действо – «надругательством над домом Аллаха» и призвал, как он выразился, «стриптизершу» «немедленно раскаяться перед Аллахом и убрать данную видеозапись из соцсетей» (см. «НГ» от 22.09.16).
«Ни один верующий человек не позволил бы надругательство над своей религией. Те, кто забывает свою национальную и религиозную принадлежность, таких в татарском народе называли манкуртами», – написал Лутфуллин на своей странице в соцсети. При этом он не стал уточнять, какие последствия могут ждать певицу, если она не внемлет его предупреждениям. До этого Лутфуллин грозил карами небесными британскому певцу Элтону Джону, приезжавшему в Казань осенью 2013 года, проклинал сотрудников ГИБДД, призывал убрать с казанских улиц наружную рекламу с изображением полуголых мужчин и женщин и приравнивал сионизм к фашизму.
В августе с.г. лидеры татарского муфтията публично намекнули имаму, чтобы тот больше времени уделял мечети, а не общественной деятельности. Первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров опубликовал на официальной странице ДУМа разгромный текст о порядках в Закабанной мечети: мол, имам никак не проявляет себя на пятничном намазе, чего не скажешь о его периодической активности в социальных сетях.
Лутфуллин намек не понял. В итоге, как сообщил другой заместитель муфтия Рустам Хайруллин, аттестационная комиссия, проверяющая знания имамов татарстанских мечетей, неожиданно обнаружила, что Лутфуллин не умеет читать Коран в оригинале, по-арабски. «Если ты не умеешь читать Коран, не знаешь арабского языка, ты не завоюешь авторитет среди молодежи, особенно в Казани и больших городах. Комиссия, к своему удивлению, пришла к такому выводу», – сказал духовный деятель.
История скандалов вокруг Лутфуллина рано или поздно должна была завершиться, поскольку его заявления и выступления ставили в неловкое положение духовные и светские власти Татарстана, считает эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. «Для Лутфуллина отставка – это лучший вариант, ведь в Татарстане есть примеры, когда имамы за свою деятельность оказывались в тюрьмах. Полагаю, Лутфуллина оставят руководителем Межнационального культурно-просветительского центра имени Исхака Лутфуллина, который в память об отце Сейиджагфар создал после его смерти в 2007 году. И будет заниматься тем, чем занимался этот центр все годы: благотворительными обедами, опеканием детей из детдомов и так далее», – говорит собеседник «НГ».
По мнению Сулейманова, такое решение будет гораздо лучше, чем постоянные сотрясания информационного пространства требованиями запретов, проклятиями и оскорблениями. «Страсть к медийному пиару и к демонстрации чрезмерного религиозного рвения на публике сыграла с имамом злую шутку: то, что положено Милонову на федеральном уровне, не положено Лутфуллину на региональном», – резюмирует эксперт.
Казань