0
4835
Газета Регионы России Интернет-версия

28.10.2016 00:01:00

В Копейске – рубль не в чести

Тэги: копейск, калийные удобрения, добыча, уралкалий, кмз, санкции, импортозамещение


копейск, калийные удобрения, добыча, уралкалий, кмз, санкции, импортозамещение

В который раз, возвращаясь к теме санкций и развития внутреннего рынка, многочисленные авторы обращаются к примерам, когда подобного рода ограничения стимулируют развитие внутреннего рынка. Оно и немудрено, любой специалист по истории экономической мысли или хотя бы тот, кто в своих изысканиях дошел до кандидатской степени в области экономики, знает, что однозначного ответа на вопрос, что первично – экономический рост или свободная торговля, – не существует. Так или иначе, все крупнейшие экономики мира использовали путь протекционизма в стратегических областях до того момента, пока не накачивали их бесспорными конкурентными преимуществами. России в этом смысле отчасти повезло – даже и стараться не пришлось, санкции сделали это за нас, сняв жесткую политическую дискуссию внутри страны, характерную при введении таких самоограничений.

Все бы ничего, когда речь идет, например, о сельском хозяйстве – там прогресс налицо, правительство внимательным образом участвует в развитии этой отрасли и обеспечении продовольственной безопасности, вплоть до одергиваний тех, кто вдруг решил воспользоваться неожиданным преимуществом не во благо рынку.

Но стоит оторваться от этой сельской красоты, и возникают перед глазами совсем не такие радостные примеры. Да, конечно, Россия до Октябрьской революции (называемой сейчас чаще переворотом) была аграрной страной и кормила половину Европы, и будет здорово, если мы вновь отвоюем эти позиции на мировом рынке. Но ведь нельзя списать 70 лет индустриализации, создания огромного инженерного и научного потенциала. Где российское машиностроение, которое создало прочную промышленную основу государства, в котором основные промышленные объекты до сих пор работают на этом базисе? Какие тут работают стимулы для производителей машин и оборудования, в зонах, где потребитель конечной продукции – в основном та же промышленность, добывающая или перерабатывающая, – вопрос достаточно непростой.

Не все продается, и не все покупается

Большое часто познается на простых примерах. Далеко ходить не будем – уже длительное время компания с одним из самых больших шахтных хозяйств в России (если не в мире) пытается, и довольно безуспешно, решить вопрос бесперебойных поставок и ремонтов добывающих комплексов на свое предприятие. Казалось бы, все у компании хорошо – добыча идет, продукция продается, валютная выручка идет в страну, налоги уплачены, да еще и переплачены (да, бывает и такое!), а вот запчасти купить на технику компания не может. Нет, дело не в санкциях и не в запрете Госдепа на продажу секретных технологий – производитель находится в России. Дело не в отсутствии финансирования – производитель получает предоплату и, лишь получив ее, начинает производство (на манер шарашек: нет денег – не можем купить материалы). Все становится на свои места, если сказать, что речь идет о компании «Уралкалий» и единственном производителе проходческих комбайнов Копейском машиностроительном заводе (КМЗ).

Если обратиться к фактам, то мы увидим следующую картину: акционерное общество «КМЗ» является единственным отечественным производителем, который может обеспечить потребности ПАО «Уралкалий» в проходческих комбайнах.

Цена на проходческие комбайны «Урал-20Р» в 2014 году, как сообщает «Российская газета» (см. номер от 26.10.16, московский выпуск), «выросла на 23,1% по сравнению с предыдущим годом, в 2015 году – на 29,9%, а в 2016 году и вовсе подскочила сразу на 72,2%!».

В период с 2013 по 2015 год ПАО «Уралкалий», по данным издания, закупило проходческие комбайны на общую сумму более 3,5 млрд руб. Вообще-то такого заказчика поискать еще нужно, это просто Клондайк для машиностроителя, когда клиент платит и вперед, и много. Вряд ли даже космическая отрасль России живет в таких тепличных условиях. Но, к сожалению, «Уралкалий» – компания добывающая, и ракеты ей не нужны.

А что произошло за этот период в три года такого, от чего цена на технику, производимую в городе Копейске из российских же материалов, за три года выросла почти в 3 (!) раза? Дополним картину одной важной деталью. «Представители «Уралкалия», – пишет «Российская газета», – недовольны тем, в какие сроки и по какой цене сегодня осуществляется техническое обслуживание комбайнов».

Не Давид и не Голиаф, но похоже

Похоже, что картина складывается фантасмагорическая. Лидер мирового рынка в производстве калийных удобрений, компания мирового уровня, № 1 в отрасли, один из немногих представителей российской промышленности, реально лидирующий в мировом масштабе, один из крупнейших налогоплательщиков Пермского края, базовое предприятие для как минимум двух городов – Березников и Соликамска, экспортер более чем в 80 стран мира, не может по предоплате купить запчасти для используемой техники у российского же производителя, цены на продукцию которого за три года санкций и ограничений выросли практически в 3 раза.

«И похоже, что вместо резонного способа решать проблемы путем обсуждения ситуации и поиска компромисса, – пишет «Российская газета», – производитель решил действовать по принципу «караул, рабочие моногорода Копейска останутся без средств к существованию».

Налицо классическая схема, использование которой часто дает пусть короткий, но яркий результат. Создается впечатление, что кто-то просто решил убрать конкурента. Так это или нет, конечно же, предстоит установить соответствующим ведомствам.

Тем более что и в Минпромторге, и в других министерствах и ведомствах научились считать и налоги, и экономическую эффективность, и стратегию. «Уралкалий» тоже мог бы и не ждать справедливости в этой ситуации – с единственным производителем трудно договариваться, – а работать на диверсификацию поставок. Хотя, конечно, ждать такого неконструктивного подхода от КМЗ, специалисты которого осваивали задачу рука об руку с твоими шахтерами, годами оттачивая совершенство нужной только тебе и никому более техники, да еще и за твой же счет – по предоплате – ожидать трудно. Но КМЗ не Давид, а «Уралкалий» – не Голиаф.

Так что в итоге специалисты-калийщики начали искать выход. А как иначе – добычу же не остановишь, шахтерские бригады в простой не отправишь по прихоти несговорчивых поставщиков. А платить десятикратную цену к себестоимости каждой запчасти здравый смысл не позволяет. Естественный ход процесса – найти тех, кто сможет выполнить работу, дабы не стать жертвой жадности существующих поставщиков.

В принципе понятно, что дилер не будет спокойно смотреть на то, как его клиент будет «слезать с иглы». Мировая история такого еще не видела, и к этому нужно быть готовым. Методы, применяемые в подобных ситуациях, до банального просты и очевидны: ждем использования старых козырей – взятых в заложники социальную ситуацию в Копейске и программу импортозамещения. Ну, хорошо, что заложников только два, хотя способность человека придумать оправдание для своих неудач практически бескрайняя. Только хорошо бы не перекладывать неуспехи в организации маркетинга, отсутствие стратегической программы сотрудничества с ключевыми клиентами на плечи того самого клиента, который и платит, и много, и вперед.

Подобный подход приводит к печальным последствиям. И паразитировать на программе импортозамещения, обосновывая этим попытки влиять на конкурентную среду, а по сути – тормозить развитие машиностроения и тянуть всю промышленность на дно – дело не стратегическое. Естественным шагом для «Уралкалия» в этой ситуации оказалось обращение в Федеральную антимонопольную службу. Но, как пишет «Российская газета», «в ведомстве посчитали, что у заявителя недостаточно доказательств монопольного положения поставщика. Хотя сам факт роста цены более чем на 70% только лишь в 2016 году говорит о многом».

Конечно, можно сказать, что каждый сам за себя – но тогда не только в «прибылях», но и в убытках. А брать в заложники семьи рабочих и инженеров, которые, конечно же, будут говорить слова благодарности в адрес руководителей завода, вряд ли хорошо. Ведь именно от таких решений менеджмента эти работники и страдают. «Российская газета» сообщает со ссылкой на местные СМИ, что сам Копейский завод «еще в марте прошлого года испытывал трудности с загрузкой, переводя сотрудников в режим неполного рабочего времени».

В «Уралкалии» КМЗ называют недобросовестным поставщиком. Техобслуживание комбайнов осуществляется некачественно, долго и дорого, говорят в компании. Частые задержки и даже отказ от поставок запчастей – с этим производитель калия смириться не может. При этом КМЗ устанавливает цену на свою продукцию в долларах США. И это происходит в то время, когда вся страна борется с кризисом, санкциями, ростом курсов валют. Весь производственный процесс «Уралкалия», по сути, вся калийная промышленность России оказалась в заложниках машиностроительного предприятия, повышающего цены на свою продукцию без особых, создается впечатление, оснований. В такой ситуации об импортозамещении, на котором настаивает правительство страны, говорить не приходится. В итоге потребителю придется искать альтернативы за рубежом. В общем, дожили: в Европе произвести ту или иную деталь дешевле, чем в России из российских же материалов. Только вряд ли этому нужно радоваться. Скорее – наоборот.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1225
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3085
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2191
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1748

Другие новости