Питерский лидер ПАРНАСа Андрей Пивоваров отмечает, что партия не смогла охватить агитацией весь город. Фото со страницы Андрея Пивоварова в «ВКонтакте»
Со вчерашней ночи в Сети появились сообщения сразу от нескольких кандидатов от питерского ПАРНАСа, проигравших выборы в Госдуму и в Заксобрание. До выборов питерская организация была связана по решению партсъезда мораторием на критику партийного руководства и на комментарии относительно некоторых разногласий с ним. Одна из причин таких разногласий – второй номер в федеральном списке партии Вячеслав Мальцев. Его даже выгнали один раз из питерского офиса ПАРНАСа.
Сейчас член питерского ПАРНАСа Лев Дмитриев – именно он выпроводил Мальцева (тот пригласил в офис на Фонтанке сторонников на встречу, но вынужден был заканчивать ее в ближнем кафе) – объясняет случившееся рабочими моментами: по его словам, технический сотрудник поступил неверно, разрешив толпе народа внезапно нагрянуть в момент, когда в помещении шла работа. «Огромное количество партийных документов кандидатов, оборудования, личных вещей и прочего лежало в открытом доступе. Ни в коем случае не говорю, что что-то могло бы пропасть. Но, согласитесь, когда в ваш дом приходят без спроса, это может вызвать как минимум раздражение. Уверен, что все наши сторонники замечательные и честные люди, но ведь могли попасть и провокаторы, как было уже не раз», – пишет Дмитриев в Facebook. По его словам, он не допустил никакой критики в адрес Мальцева, но ему самому и его родным стали приходить письма, где его называли «жидом» и обещали «отправить к Немцову». Дмитриев считает, что это были провокаторы, раздувшие скандал.
Активист Евгения Литвинова пишет, что поражение ПАРНАСа в Питере – результат «технологий»: «Приехала я со съезда, рассказываю о впечатлениях советскому политзаключенному, историку и публицисту Александру Скобову, сопровождаю рассказ постоянным рефреном: «Я не понимаю, что происходит… я совсем не понимаю, что происходит». Саша отвечает: «Немцов был человеком принципов, а это люди технологий». Мы в Питере с огромным трудом собрали подписи. Через ЦИК добились, чтобы их приняли. Почти без денег вели агитацию, раздавали партийную газету, согласовывали «кубы» и получали отказы. Без конца попадали в полицию (Даниил Кен был на одной неделе задержан пять раз). Все это – адский труд энтузиастов. А за нашей спиной маячили «технологии». А теперь результат «технологий»: ПАРНАС в Госдуму – 0,73%, ПАРНАС в Заксобрание Петербурга – чуть больше 2%».
Литвинова намерена высказаться на ближайшем съезде: «Очень похоже, что кому-то предстоит уйти. Но облегчать задачу большинству прошедшего съезда, голосовавшего за Мальцева, я не собираюсь. Жду анализа ситуации и объяснений своей позиции от тех, кто продавил первую тройку. А то я на съезде сказала: «Вы победили. Давайте после выборов обсудим, кто был прав. Проведем работу над ошибками». И тут же получила: «А все комиссии купленные».
Лидер питерского отделения ПАРНАСа Андрей Пивоваров считает, что не вполне этично винить в печальном результате «фактор Мальцева». Кроме собственных ошибок в кампании он видит и объективную сложность. «У нас большой город. Охватить агитацией его, как это делали все наши конкуренты, мы не могли, поскольку у нас не было никакой финансовой поддержки от федеральных партийных структур. Делали что могли, но это была капля в море», – сказал Пивоваров «НГ».
Политолог Сергей Шелин считает, что питерскому ПАРНАСу не повезло: «Махровые националисты все равно не голосовали бы за эту партию при любой погоде. А вот часть потенциальной электоральной базы ПАРНАСа ушла к «Яблоку» или вообще никуда не пошла. Эта база не так мала именно в Петербурге, и Мальцев ее отпугнул». А националист Максим Калиниченко сказал «НГ»: «Сколько я обычных обывателей ни спрашивал, даже националистически настроенных, они про ПАРНАС не слышали. Лично я голосовал за ПАРНАС и Пивоварова, несколько моих знакомых тоже, но это «сетевые» люди и, как говорится, в теме. Однако националисты все разные, даже судя по отношению к украинским событиям».
Санкт-Петербург